читайте также
Facebook* запустил сервис онлайн-видео. Станет ли он от этого лучше?
Facebook* представил недавно свой новый продукт —Facebook* Live. Хотя, наверное, правильнее назвать его новым инструментом или приложением. Основное его предназначение — прямая трансляция потокового видео при помощи смартфона. Получившееся видеопослание (так же, как и все остальные ваши публикации) затем сохраняются на вашей стене. Например, вот ролик, записанный мною на днях.
Как и во всех подобных случаях, это просто еще один способ социального взаимодействия. Однако на этот раз многим (и в первую очередь — представителям «поколения YouTube») может показаться, что Facebook* не придумал ничего по-настоящему инновационного.
Конечно же, в свое время именно YouTube показал всему миру, что людям нравится обмениваться друг с другом видеороликами. Позже мы наблюдали, как Vine, Meerkat и Periscope пробуют внедрять в социальное пространство различные форматы видео. Сегодня видео — обязательное условие для любой платформы цифровой связи — Skype и FaceTime правят бал в этой сфере.
В эту «видеоигру» включились даже рекрутинговые агентства. Компания Kira со штаб-квартирой в Торонто стала пионером в области использования видео для подбора персонала. Если вы недавно поступали в бизнес-школу, то, вероятно, уже имели дело с этой платформой. Другой стартап такого рода, Vidoyen, использует принцип вопросов и ответов, где последние представлены в виде видеороликов. Учитывая столь стремительное распространение различных способов видеокоммуникации, нет ничего удивительного в том, что к этому всеобщему веселью захотел присоединиться и Facebook*. В конце концов, есть нечто безумно привлекательное в самой идее связи посредством видео, ведь она полнее передает суть «живого» общения, включая мимику и прочие сигналы. Может быть, именно поэтому подобные идеи всегда присутствовали во всех фантастических фильмах о будущем. Неужели все эти послания в «Звездных войнах» обязательно нужно было делать голографическими?
Читайте материал по теме: Изменит ли Facebook* мир?
Какие же сценарии использования предполагает видео в исполнении Facebook*? Meerkat и Periscope нашли свое место внутри экосистемы Twitter, но они предлагают «прямой эфир». Трансляции не сохраняются для последующего просмотра — вы можете смотреть их исключительно в режиме реального времени. Однако эти приложения могут стать для вас источником уникального опыта — если вам удастся поймать момент, когда ваш кумир решит выйти на связь.
Когда карикатуристу Скотту Адамсу скучно, он «поднимает» свой Periscope и просит присутствующих в данный момент участников подкинуть ему идеи будущих комиксов про Дилберта. И это работает, потому что вовлекает людей в живое общение. И в этом — преимущество подобной схемы. А ее недостаток в том, что эти видеосообщения нигде не сохраняются, а следовательно, их аудитория — лишь те, кто оказался в нужное время и в нужном месте. Впрочем, есть и другой минус. Так как это видеосообщение сиюминутно, оно незаслуженно получает повышенный приоритет, подобно человеку, который звонит в магазин и отвлекает продавца, когда перед прилавком выстроилась целая очередь.
Facebook* Live может вызвать схожий эффект, но, поскольку видеотрансляции сохраняются на странице, пропадает дополнительный стимул немедленно подключаться к разговору. Но и у этого подхода есть как сильные, так и слабые стороны. Тем не менее если создатель видео желает привлечь к себе внимание, то это аргумент в пользу Periscope.
Читайте материал по теме: Facebook* vs LinkedIn: кто кого?
Для Facebook* это также еще один способ положить конец присутствию в своей сети роликов с YouTube и других видеосервисов. До этого пользователи уже имели возможность загружать видео на Facebook* напрямую, что было предпочтительнее для тех, кто желал получить больше просмотров именно здесь. В этом смысле Facebook* Live будет еще одним оружием в непрекращающейся конкурентной войне с Google за внимание пользователей и аудиторию для рекламодателей.
В конечном счете Facebook* Live, на мой взгляд, демонстрирует сразу три аспекта.
Во-первых, запуская новый продукт, Facebook* дает понять, что не собирается отставать от конкурентов и будет создавать те инструменты, которые, несмотря на свою кажущуюся простоту, крайне сложны в разработке и масштабном использовании. Онлайн-видео родилось не в одночасье.
Во-вторых, совершенно неясно, производит ли Facebook* детальный анализ рентабельности такого рода решений. Как я уже упоминал, нельзя точно сказать, будет ли этот сервис востребован среди пользователей сети. Facebook* может себе позволить такую роскошь. Как ученый, изучающий инновации, я всегда рад подобным экспериментам, но не уверен в успехе (все мы вспомним, как впервые посмотрели видео на Facebook* Live, прежде чем это стало заметным явлением). В конце концов даже Дональд Трамп пока еще не удостоил Periscope своими видеопосланиями.
И, наконец, есть ощущение, что Facebook* посылает своим конкурентам сигнал о том, что он будет агрессивно с ними соперничать в тех сферах, которые доступны всем пользователям. Соцсети уже не раз доводилось это делать — когда на платформе появился сервис хранения фотографий, а затем система обмена сообщениями. Теперь очередь дошла и до видео. С точки зрения простого потребителя это означает, что Facebook* вас не бросит. С точки зрения конкурентов смысл послания такой: чтобы уйти в отрыв, необходимы куда более радикальные инновационные усилия.
* принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена