читайте также
Потребность — одно из базовых понятий в науках о поведении. Крайне сложно дать развернутое определение потребности. Потребность — это нужда в чем-то. Такое скупое определение, которое фактически является лишь подстановкой синонима, свидетельствует о том, что потребность — это базовое понятие не только в науке, но и в бытовом, повседневном мышлении людей.
Прежде чем подробно рассмотреть и систематизировать потребности человека, необходимо сделать несколько предварительных замечаний. Во-первых, основных потребностей много. Эта мысль может показаться банальной. Но распространена неправильная точка зрения о существовании всего трех потребностей: в еде, в сексе и в доминировании. В следующих постах мы рассмотрим подробно многообразные потребности человека и животных.
Во-вторых, набор потребностей у всех людей разный. Точнее говоря, выраженность различных потребностей у разных людей сильно варьирует. Другими словами, спектр потребностей — это индивидуальная характеристика личности. Например, у всех людей есть потребность в самосохранении. Но у некоторых эта потребность уступает по силе социальным потребностям. В результате такие люди, которых Л. Н. Гумилев назвал пассионариями, часто жертвуют собой во имя интересов своего сообщества. Или, более приземленный пример — потребности наемных специалистов в любой организации; они тоже весьма различны. Это было отмечено еще в старинной притче. У рабочих на стройке спросили: «Что ты делаешь?». Один ответил: «Тащу этот проклятый камень»; другой: «Зарабатываю на хлеб насущный», а третий сказал: «Строю храм божий».
Читайте материал по теме: Структура мотивации
В-третьих, в реальном поведении человек всегда удовлетворяет сразу несколько потребностей. Единственная ситуация, в которой поведение определяется одной единственной потребностью, — когда человек торопится в туалет. Здесь функционирует мотивация, сформированная на основе социальной потребности уединяться при отправлении естественных надобностей. Во всех прочих случаях поведение человека направлено на одновременное удовлетворении целого ряда потребностей. Сотрудник компании работает и для того, чтобы получать денежное вознаграждение (витальные, жизненные потребности), и для того, чтобы повысить свою квалификацию (повышение самооценки), и для того, чтобы заслужить похвалу начальства (тщеславие), и для того, чтобы общаться с коллегами (потребность в социальной самоидентификации). Наличие последней потребности явно проявляется при переводе специалиста на удаленный режим, при котором он посещает офис лишь раз в несколько недель. Работающие «по удаленке» испытывают значительный психический дискомфорт.
И, наконец, четвертое: многие потребности могут быть воспитаны, но значительная их часть является врожденной особенностью личности, и эту особенность практически невозможно изменить у взрослого человека. Поэтому, решая практический вопрос о повышении мотивации у конкретного сотрудника, полезно установить спектр его врожденных потребностей.