О вежливости | Большие Идеи

? Прочее


О вежливости

Я хорошо помню время, когда звонок «сугубо по делу» считался проявлением невежливости: воспитанный человек должен был расспросить собеседника о его заботах, посочувствовать и лишь после этого мог перейти к своим проблемам.

Автор: Светлана Евграфова

О вежливости

читайте также

Формула корпоративного долголетия

Яков Сергиенко

«Мы хотим, чтобы менеджеры снова стали живыми людьми»

Джозеф Пиструи,  Димо Димов

Мужество лидера

Сергей Филонович

За стеклом

Елена Куликова

Начну с услышанного в поезде разговора.

Молодой мужчина, программист или инженер, жалуется знакомой на тяготы общения с пожилыми людьми. «Представляешь, - говорит, - какой у меня чудной начальник? Сижу я тут как-то за компьютером, работаю. Он ко мне подсаживается и начинает издалека: типа, как у тебя дела, да много ли срочной работы. В общем, болтал минут десять, а потом попросил, чтобы я ему посчитал кое-что. Скажи, ну зачем он меня грузит какой-то фигнёй?! Неужели не мог сразу сказать, что ему от меня нужно?!»

Девушка, которая, как оказалось, во время учёбы в аспирантуре успела побывать на практике в райсобесе, стала ему объяснять: «Нет, Жень, ты не понимаешь. Это они так типа вежливость понимают! Им как бы неудобно сразу по делу».

Признаться, говорят эти люди с высшим образованием скверно, но интереснее суть сказанного: сегодняшние отцы и дети по-разному понимают вежливость. Но разве, спросите вы, представления о вежливости не универсальны? Ни в коем случае: они зависят от возраста, пола, национально-культурной принадлежности, социального статуса и других особенностей собеседников, от условий общения.

Я хорошо помню время, когда звонок «сугубо по делу» считался проявлением невежливости: воспитанный человек должен был расспросить собеседника о его заботах, посочувствовать и лишь после этого мог перейти к своим проблемам. И вдруг появились мобильные телефоны; вначале приходилось платить не только за исходящие, но и за входящие звонки – и очень скоро болтуны приобрели репутацию бесцеремонных. Потом та-рифы изменились, но до сих пор те, кому приходилось оплачивать огромные счета за чужую бестактность, подавляют в себе желание поговорить по телефону по душам. Их дети, выросшие на дешёвых безлимитных тарифах, более говорливы. А развитие мобильной связи в целом привело к тому, что домашний телефон стал зоной privacy – сугубо частной жизни: домашний телефон не дают малознакомым людям, звонить домой – привилегия близких друзей, тревожить человека по домашнему телефону считается невежливым. Об этом не догадываются только назойливые рекламные агенты.

Как мы видим, условия коммуникации очень сильно влияют на наши представления о конкретных проявлениях вежливости, но неизменным остаётся одно: хочешь про-слыть воспитанным человеком – не ущемляй интересов собеседника.

Во многих социально значимых ситуациях существуют определённые ритуалы поведения, которые отражаются, в частности, в использовании формул вежливости. Если нарушать ритуальные правила поведения и неправильно использовать «волшебные слова» (а это не только слово пожалуйста!), можно получить отказ или создать себе такую репутацию, что никто не захочет иметь с вами дело.

Как-то раз я получила от молодого человека, филолога, чью диссертацию мне предстояло рецензировать, следующее письмо.

Здравствуйте.

Высылаю текст своей диссертации, автореферат – отдельным файлом. По-лучение, пожалуйста, подтвердите.

И. Игреков.

Мой корреспондент, увы, плохо освоил правила речевого этикета, о котором так много пишет Н.И. Формановская; он, как и многие представители младшего поколения, спешил осчастливить адресата своими пожеланиями и забыл обо всём прочем.

Читайте материал по теме: 4 правила деловой переписки по электронной почте

С точки зрения русской коммуникативной культуры, такое письмо недопустимо: филолог, молодой мужчина, обращается с просьбой к незнакомой даме, старше его по возрасту и выше по статусу, и вместо принятого в таких случаях обращения (Уважаемая Светлана Маратовна!) ставит приветствие (Здравствуйте), да ещё подчёркивает отсутствие обращения точкой, да к тому же избегает почтительного Вы (им, кстати, сейчас очень любят злоупотреблять). А просьбу свою пишущий выражает так, как будто он не просит адресата об одолжении, а сообщает, что тот может приступить к выполнению его щедро оплаченного заказа!

Добавлю несколько деталей. Сейчас, когда благодаря электронной почте пись-ма мы читаем почти в режиме онлайн, распространилось использование приветствий вместо обращений, хотя классическим началом письма является именно обращение. Например, у Сергея Довлатова в подавляющем большинстве писем встречаются обращения – Донат, Тамара, Дорогой Наум! (у Довлатова – чаще мужчинам), Милая Эра! (а так он обращался к некоторым дамам) или Уважаемый Георгий Николаевич! (последнее – в письме к старшему коллеге и издателю Г.Н. Владимову). Раз в сто реже обращение сопровождается приветствием - это словно создаёт иллюзию живого общения с женой и дочкой: Леночка, родная моя, здравствуй! Катюня, солнце, привет!.. В свете таких традиций странно выбросить из письма рецензенту именно обращение, в котором следует подчеркнуть эмоциональное отношение к адресату и отразить его социальный статус.

Неужто молодой человек не знал, как меня зовут? К тому же диссертант не представился, очевидно рассчитывая на то, что заведующий кафедрой успел меня обо всём предупредить. Заведующий, конечно, предупредил, но представиться – это значит проявить вежливость, избавить адресата от необходимости помнить о чужих проблемах. А вдруг у рецензента плохая память или ему должны прислать на рецензию сразу несколько диссертаций?

Читайте материал по теме: Второй шанс произвести хорошее впечатление

В общем, письмо диссертант должен был бы написать примерно так.

Уважаемая Светлана Маратовна!

Меня зовут Икс Игреков. Профессор Z. сказал мне, что Вы будете рецензировать мою диссертацию, и дал Ваш адрес.

Высылаю тексты диссертации и автореферата. Если Вас не затруднит, сообщите, пожалуйста, что Вы всё получили.

Заранее признателен,

И. Игреков.

Употребление формул вежливости нужно для того, чтобы регулировать социальные отношения, сверять, одинаково ли мы с собеседником их понимаем. Но всё-таки дело не только в формулах вежливости: можно создать подчёркнуто вежливые шаблоны писем (я, признаться, недолюбливаю шаблоны писем и тем более открыток, стараюсь придумывать необычные тексты, потому что все люди предпочитают нешаблонное, очень личное к себе отношение), но они не спасут вас, если вы не вдумаетесь в содержание.

Нередко автор письма и его адресат очень по-разному представляют себе сложившиеся между ними взаимоотношения. Я, например, была поражена, когда получила от студентки-четверокурсницы такое письмо.

Светлана Маратовна, здравствуйте!

Я что-то много пропустила ваших пар по пятницам (честно прошу прощения за это, но мне после семи пар подряд в четверг очень тяжело куда-то вставать по пятницам); скажите, я могу как-то отработать эти пропуски?

С уважением, Икса Игрекова, 4 курс.

Барышня обращается ко мне вежливо и вполне по-дружески, однако забывает, что при самых добрых отношениях мы с ней находимся в официальных отношениях преподавателя и студента. По сути дела, она демонстрирует преподавателю крайнюю степень неуважения: дескать, устаю, не до вас мне и не до тех глупостей, которыми вы нас пичкаете. А кроме того, она предлагает преподавателю, отработавшему свои часы, потратить своё личное время на неё, потому что ей так удобнее.

Неуважение к статусу и бестактное вторжение в личную сферу собеседника воспринимается как вопиющее хамство. Даже в наши дни, когда преподаватель превратился в человека, который оказывает образовательные услуги. Так что отповедь барышня от меня получила очень жёсткую…

Учёные в трактовке понятия вежливости до сих пор не пришли к единому мнению: так, Т.В. Ларина, известный специалист по межкультурной коммуникации и исследователь категории вежливости, насчитала восемь различных подходов к её изучению. В её работах можно найти полный обзор проблемы и множество примеров вежливого и не-вежливого русского и английского поведения.

А я открою ещё один секрет. Как ни стараются люди понять и аккуратно описать законы вежливости, внести образцовые формулы в письмовники и справочники, важнее всего научиться самому оценивать реакцию людей на слова и поступки. Это, правда, требует особого – эмоционального – интеллекта (EQ, в отличие от IQ), который основан на нашем умении воспринимать интонацию, мимику и жесты окружающих. Помните: без EQ даже высокий IQ не поможет добиться успеха, так что будьте внимательны к тем, с кем общаетесь.