Каков ваш стиль мышления? | Большие Идеи

? Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Каков ваш
стиль мышления?

Существует ли способ определить, как именно вы и другие члены коллектива мыслите?

Автор: Марк Бончек

Каков ваш стиль мышления?

читайте также

Почему для Twitter так важна формулировка своей корпоративной миссии

Джастин Фокс

Яркие идеи от заката до рассвета

Жан-Луи Барсу,  Майкл Уэйд,  Сирил Буке

Сергей Летов: «Когда все разрешили, интерес пропал»

Анна Натитник

Успех Zumba не случайный, он обусловлен долгосрочными трендами

Дениз Ли Йон

Все мы изо всех сил стараемся повышать качество совместной работы. Технологии несколько облегчают нам эту задачу. Однако цифровые инструменты — это лишь часть решения. В конечном счете качество сотрудничества зависит в первую очередь от самих людей.

Проблема в том, что технологии, призванные помогать совместной работе, развиваются намного быстрее, чем мы успеваем их осваивать. Можно ли как-то сократить это отставание? Год назад мы задались целью найти ответ на этот вопрос и обратились к коллективному опыту нескольких десятков сообществ и образовательных учреждений. И вот что мы обнаружили.

В большинстве организаций существует некий стандартный набор инструментов, позволяющий создавать и руководить командой. В этот набор входят психологические личностные тесты, перечень профессиональных навыков и ролей в команде. Когда вы формируете рабочую группу, вы принимаете во внимание индивидуальные особенности людей: интроверты они или экстраверты, склонны ли они к рискованным действиям или же стараются их избежать. Какой тип мышления им ближе: аналитический или интуитивный? Вы учитываете их профессиональные навыки: в какой области они специализируются, каковы их знания, опыт и таланты? Также вы размышляете об их предполагаемой роли в будущей команде: каков будет их вклад в общее дело?

В обычном понимании роли в коллективе должны описывать то, чем люди занимаются. Когда нам нужно принять решение, мы обращаемся к руководителю этой группы. Если надо узнать о текущем состоянии дел — идем к менеджеру проекта. Требуется что-то изучить? Направляемся к ответственному за исследовательскую часть.

Но на сегодняшнем рынке самыми дальновидными зачастую оказываются не те фирмы, которые производят больше и лучше конкурентов, а те, что лучше всех думают. Существует великое множество инструментов, которые помогают нам быстро разобраться в том, чем занимаются наши коллеги. Гораздо сложнее понять, как они мыслят. Согласно исследованиям, именно качество коллективного мышления в итоге определяет производительность всей рабочей группы.

В связи с этим мы предлагаем наравне с традиционным распределением командных ролей согласно деятельности сотрудников также присваивать им когнитивные роли. Вы с коллегами по команде и организации должны понимать образ мышления каждого из вас. Это знание положительно скажется на энергии, вовлеченности, продуктивности и творческой активности всех членов коллектива.

Чтобы возникла атмосфера сотрудничества, надо добиться слаженной работы людей друг с другом. Однако не менее важно, чтобы они согласованно думали.

Читайте материал по теме: Признаки того, что вам недостает эмоционального интеллекта

Существует ли способ определить, как именно вы и другие члены коллектива мыслите? Некоторые методы позволяют проанализировать стиль мышления человека и его влияние на других при работе в режиме один на один. Тем не менее нам не удалось обнаружить простой системы, которая давала бы возможность оценить образ мыслей членов команды с целью помочь им лучше взаимодействовать и сотрудничать друг с другом. Поэтому, пройдя нелегкий путь, совместными усилиями мы разработали методику, состоящую из трех шагов, которая приводит к существенным практическим результатам.

Фокус. Первый шаг заключается в том, чтобы установить, на чем вы концентрируетесь в тех или иных условиях или обстоятельствах. Чему вы уделяете больше внимания: идеям, процессам, действиям или отношениям? Например, когда утром вы обдумываете предстоящий день, что сильнее всего занимает ваши мысли: проблемы, которые надо решить, планы, которые нужно составить, действия, которые следует предпринять, или люди, с которыми необходимо встретиться?

Это не значит, что, выбрав один вариант, вы исключите все остальные. Суть в том, чтобы понять, что в первую очередь естественным образом оказывается в центре вашего внимания. Чтобы оценить, как это работает, задайте себе вопрос: если бы вы решили пойти в кино или почитать книгу, какой жанр вы бы предпочли: боевик, мелодраму, детектив или триллер?

Направление. Следующий шаг — определить направление ваших мыслей в данном контексте. Что в них выходит на первый план: детали или же общая картина. Есть неплохой способ выяснить это, вспомнив, какие ситуации вас, как правило, беспокоят на совещаниях. Что чаще всего вызывает ваше недовольство: когда начинают излишне копаться в частностях или когда, минуя конкретику, говорят о проблеме в целом.

Читайте материал по теме: Как справиться с первопричиной стресса

Оба этих аспекта являются неким дополнением к личному темпераменту, профессиональным навыкам и традиционным ролям в организации. Некоторые менеджеры проектов склонны уделять больше внимания процессам, другие же тщательнее концентрируются на людях. Среди экстравертов есть те, кто предпочитает рассматривать картину в целом, и те, кто больше склонен погружаться в детали.

Третий шаг нашей методики состоит в том, чтобы объединить эти аспекты и узнать наконец, какого стиля мышления вы придерживаетесь в тех или иных условиях или обстоятельствах.

К стилям мышления, ориентированным на общую картину, относятся:

  • Исследователь — генерирует новые творческие идеи;
  • Проектировщик — разрабатывает эффективные системы;
  • Мотиватор — призывает людей к действиям,
  • Связной — строит и укрепляет отношения.

Стили мышления, нацеленные на детали:

  • Эксперт — добивается объективного анализа и глубокого понимания предмета;
  • Оптимизатор — заботится о повышении продуктивности и эффективности;
  • Производитель — стремится довести дело до конца и наращивает темп работы;
  • Коуч — развивает людей и раскрывает их потенциал.

Когда вы знаете свой стиль мышления, то понимаете, какие задачи вас воодушевляют и придают вам сил, почему некоторые типы проблем доставляют вам трудности или вызывают скуку и как стать лучше в тех областях, которые помогут вам добиться своих целей.

Читайте материал по теме: Эмоциональный интеллект: учимся общаться с невыносимыми людьми

Определив свой стиль, имеет смысл рассказать о нем другим членам команды, а также выяснить их стили. Таким образом ваш образ мышления станет важным инструментом в коллективе — своего рода социальной валютой. Представьте, что вы собираете команду, чтобы начать работать над новой идеей. Разве вам не захочется выяснить, кого вдохновляют дискуссии о стратегии (относящиеся к общей картине), а кого они прямо-таки раздражают? Кто любит ломать голову над деталями выполнения задачи, а кого больше привлекает налаживание и укрепление связей в команде?

Рассмотрим пример из реальной жизни. Одна компания разделила всех своих менеджеров, исходя из стиля мышления, на две категории: лидеров и управленцев. Позже, анализируя результаты своей работы, они осознали, что в их команде было много «исследователей» и людей, склонных к действиям («мотиваторов» и «производителей»), но заметно не хватало специалистов, которые бы должным образом продумывали процессы («проектировщиков» и «оптимизаторов»). Команда не испытывала дефицита ярких идей и всегда рвалась в бой, но плохо прорабатывала детали и не могла наладить эффективность работы.

Приняв к сведению эту информацию, они стали прислушиваться к тем, чей тип мышления часто казался исследователям и побудителям «сплошным занудством». Одновременно с этим компания изменила корпоративную культуру и кадровую политику, чтобы сбалансировать и диверсифицировать стили мышления.

Другой пример из жизни одной руководительницы, которая всегда работала в богатых на идеи областях, таких как консалтинг и маркетинг. Определив свой стиль мышления, она пришла к выводу, что ее всегда больше интересовали отношения, чем идеи. По своей природе она была скорее «связным», чем «исследователем». Она использовала идеи, чтобы развивать отношения, а не наоборот. В результате она сосредоточилась на развитии бизнеса и работе с клиентами, что самым положительным образом сказалось на уровне ее активности и вовлеченности.

Ландшафт бизнеса стремительно меняется, и нам нужно находить новые, еще более совершенные способы взаимодействия и общения. Все мы хотим работать друг с другом лучше. Проблема в том, как это осуществить. Рассматривая сотрудничество через призму мышления (а не деятельности), мы делаем решительный и важный шаг вперед.

Материал подготовлен при участии Элизы Стил. Она руководитель Jive — компании, разрабатывающей современные бизнес-решения в области коммуникаций.

Читайте по теме: