читайте также
Две причины мешают нам креативно решать задачи. Во-первых, существующая система высшего образования крайне редко обучает нас делать это. Во-вторых, большинство людей плохо разбирается в групповой динамике, и потому попросту не умеет подстегивать креативность совместной работы.
Чтобы справиться с первой проблемой, необходимо научить сотрудников лучше понимать то, как они мыслят… Пожалуй, с такой задачей и не всякий опытный менеджер совладает. Зато ключ к решению второй проблемы — в ваших же руках, и тут вы можете многое изменить к лучшему.
В чем суть креативности? Применить имеющиеся знания к решению новой проблемы или достижению новой цели. Чем больше людей возьмутся искать ответ, тем больше знаний удастся использовать для ее решения. К сожалению, многие исследования показывают, что традиционный метод мозгового штурма, впервые описанный Алексом Осборном в 1950-е годы, срабатывает далеко не всегда. Если бы каждый член коллектива обдумал все в тишине, а после, отобрав лучшие идеи, предложил бы их на всеобщее рассмотрение, это было бы куда эффективнее, чем собирать всю команду в переговорке и заставлять в бешеном темпе продуцировать огромное количество зачастую бессмысленных и глупых соображений.
Чтобы преодолеть эту трудность, нужно учитывать две фазы в групповой динамике решения проблем: фазу дивергенции и фазу конвергенции.
В фазе дивергенции группа рассматривает как можно большее число различных подходов к решению проблемы. Возьмем примитивный тест на креативность в качестве примера: предложение поискать альтернативные варианты использования привычного всем предмета или гаджета. Группе задают вопрос, например, сколько вариантов использования кирпича она сумеет придумать. Этот тест требует умения рассматривать большое количество различных решений. Для этого вырабатываются специальные стратегии.
Читайте материал по теме: 12 признаков идеального рабочего места
Конвергенция наступает тогда, когда сравниваются и оцениваются все предложенные варианты. В этой фазе из большого числа предложенных идей выбираются более-менее подходящие «кандидаты».
Основной принцип творческой работы в коллективе: если результат труда одного индивидуума приводит к дивергенции, то групповая — к конвергенции. Во время общего обсуждения каждый озвученный вариант влияет на ход мыслей всех присутствующих, и в результате подходы участников мозгового штурма к решению задачи начинают потихоньку унифицироваться.
Вот почему дивергенция в большей степени наблюдается при индивидуальной, а не групповой, работе.
Чтобы наладить генерацию идей в коллективе, нужно прежде всего понять, когда вам нужна дивергенция, а когда вы предпочтете стимулировать конвергенцию. В начале работы над задачей внимательно присмотритесь к сути этой самой задачи. Попросите членов рабочих групп также порассуждать самостоятельно и предложить свои формулировки проблемы, потом соберите всю команду и выслушайте эти варианты. После индивидуальной работы идеи будут заметно отличаться друг от друга, но в результате группового обсуждения все примут либо один вариант, либо небольшое число окончательных формулировок. Это и есть конвергенция — правильная конвергенция.
Читайте материал по теме: Как избавиться от «вечной занятости»
Затем в поиске решений вам опять потребуется дивергенция. Снова попросите коллег поработать индивидуально, затем соберите их предложения в одну стопку, распространите среди всех членов рабочей группы и продолжайте поддерживать дивергенцию: пусть каждый из них самостоятельно подумает над предложениями других людей. Пока продолжается индивидуальная работа, каждый будет развивать мысли коллег на свой лад.
Завершив фазу дивергенции, имеет смысл созвать группу для обсуждения накопившихся идей. Теперь члены команды постепенно придут к согласию, отобрав небольшое количество наиболее удачных решений — фаза конвергенции.
Выстроив процесс таким образом, вы добьетесь от группы максимальной отдачи. Каждый сможет полностью применить свои знания для решения той или иной задачи, не учитывая поначалу мнения других людей. И каждый сможет развить идеи, предложенные коллегами. Только под конец группа соберется вместе, рассмотрит все варианты и даст им итоговую оценку.
Такая процедура эффективна всегда, поскольку обеспечивает благоприятный «режим креативности» как для самостоятельной, так и для коллективной работы.
Читайте по теме: