Не стоит бросать творческие задачи на полпути | Большие Идеи

? Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Не стоит бросать творческие задачи
на полпути

Ломая голову над серьезной творческой задачей, вы рано или поздно, скорее всего, столкнетесь с тем, что вы застряли и больше ничего не можете придумать.

Авторы: Брайан Лукас , Лоран Нордгрен

Не стоит бросать творческие задачи на полпути

читайте также

Отрицательное обаяние

Фэньюэл Майкл

«Электронная почта – это дикая собака, которую необходимо приручить»

Александра Сэмюэль

Разыскиваются аномалии

Боб Гудсон,  Кевин Уитакер,  Мартин Ривз

От 16 и старше: как учить язык, если вы не выучили его в детстве

Ричард Робертс,  Роджер Крез

Как определить, что ваши идеи по-настоящему креативны? Наше недавнее исследование позволило установить, что этому зачастую препятствует одно весьма распространенное явление: мы не всегда осознаем пользу такого фактора, как упорство.

Мы провели серию экспериментов, в ходе которых наблюдали за тем, как люди постоянно недооценивали количество идей, которые они способны породить, решая творческую задачу. В рамках одного из них за неделю до Дня благодарения мы пригласили в нашу лабораторию 24 студента и попросили их в течение десяти минут выдумать как можно больше блюд к праздничному столу. После этого им дали еще десять минут, чтобы продолжать работать над задачей, но прежде они должны были предсказать, сколько еще идей им удастся предложить в отведенное время.

В среднем, участники предполагали, что при должном упорстве они смогут сочинить еще около десяти праздничных блюд. Однако на самом деле каждый из них представил еще порядка пятнадцати кулинарных задумок.

Все наши дальнейшие опыты приводили к схожим результатам. Мы просили юмористов сочинять кульминационные реплики комедийных зарисовок, пенсионеров — создавать рекламные слоганы для продуктов, простых людей с улицы — придумывать тактические шаги, которые бы позволили благотворительной организации увеличить пожертвования. В каждом из этих экспериментов участники существенно недооценивали свои способности генерировать идеи в случае дальнейшей упорной работы над поставленной задачей.

Важно отметить, что после каждого подобного исследования мы просили отдельную группу людей оценить креативность каждой из представленных участниками задумок. В большинстве случаев идеи, сгенерированные на последнем этапе наших экспериментов, признавались более достойными, чем первоначальные. Получается, что наши участники не просто невольно преуменьшали количество идей, которое они могут придумать, продолжив трудиться над поставленной задачей, но также не осознавали, что именно в этом случае они смогут предложить свои наиболее творческие концепции.

Почему же мы все-таки недооцениваем силу упорства? Дело в том, что творческие задачи кажутся нам чрезвычайно сложными. Работая над ними, люди часто ощущают, что они «завязли», испытывают неуверенность касательно путей их решения или же, зайдя в тупик с одной идеей, вынуждены начинать все с нуля.

Читайте материал по теме: Работаем ли мы эффективнее, имея больше дней на отдых

Безуспешные попытки справиться с какой-нибудь задачей, не требующей творческих усилий (например, из области физики), являются верным признаком того, что пора остановиться и передохнуть. Но творческие идеи требуют времени. Прежде чем обрести законченную форму, они часто проходят период первоначального обдумывания проблемы, изучения других вариантов постановки вопроса и поиска различных способов его решения. Помните, что, прежде чем запатентовать свой знаменитый пылесос Dyson, сэр Джеймс Дайсон разработал более пяти тысяч прототипов. А Уолту Диснею удалось выпустить свой первый настоящий хит «Белоснежка и семь гномов» только после двадцати лет работы в сфере мультипликации!

Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что, как только творческие задачи начинают вызывать трудности, большинство людей перестают всерьез рассчитывать на собственную настойчивость и, как следствие, начинают недооценивать свою способность производить на свет новые идеи.

Наши представления во многом контролируют наше поведение, и именно поэтому так важно понимать значение упорства. Если вы не осознаете, насколько настойчивость полезна с точки зрения креативности, вы рискуете опустить руки перед лицом собственных творческих вызовов.

В рамках другого нашего эксперимента мы просили участников поработать над одной творческой задачей и за каждую предложенную ими идею платили им небольшое денежное вознаграждение. Затем мы им сообщили, что они могут продолжить генерировать идеи (и с их помощью зарабатывать деньги), только сначала им нужно сделать небольшой денежный взнос. Этот взнос мы придумали с целью имитировать ситуацию, когда решение продолжать работать над задачей всегда выливается в некоторые издержки утраченных возможностей. Когда вы трудитесь над одной проблемой, у вас остается меньше ресурсов на другие. Несмотря на то что, по нашим расчетам (на основании предварительного тестирования), почти все участники остались бы в выигрыше, продолжив работать над задачей, лишь 54% из них согласились на наши условия. В результате, как мы и предполагали, те, кто отказались от нашего предложения, придумали меньше идей и заработали меньше денег.

Читайте материал по теме: Как избавиться от «вечной занятости»

Наше исследование наводит на мысль, что рядовые сотрудники различных организаций, как правило, не осознают пользы от упорства в вопросах креативности. Иными словами, некоторые из них могут обладать творческим потенциалом, который остается нераскрытым из-за нежелания преодолевать сложности. Взяв за основу наше исследование, мы даем два простых совета, которые помогут избежать подобных вещей:

  1. Игнорируйте свой первый негативный импульс. Ломая голову над серьезной творческой задачей, вы рано или поздно, скорее всего, столкнетесь с тем, что вы застряли и больше ничего не можете придумать. В таких случаях вы наверняка первым делом захотите прерваться и заняться чем-нибудь другим. Временно подавите в себе этот посыл, особенно если вы все еще находитесь на раннем этапе работы. Попробуйте придумать еще хотя бы парочку идей или несколько альтернативных вариантов. Возможно, в итоге вы обнаружите, что креативный прорыв гораздо ближе, чем вы себе представляли до этого.
  2. Всегда помните, что творческие задачи должны вызывать трудности. Большинство из них подразумевают неудачи и поражения, и в какой-то момент вам непременно будет казаться, что вы застряли и выхода нет. От этого никуда не деться. Постарайтесь не воспринимать эти эмоции как знак того, что вы просто недостаточно креативны или что у вас не осталось хороших идей. Чтобы раскрыть свой творческий потенциал, порой нужно время, а также немалое упорство, чтобы довести дело до конца.

Читайте по теме: