Почему компании инвестируют в зеленые технологии | Большие Идеи

? Прочее

Почему компании инвестируют в
зеленые технологии

Зачем компании осуществляют инвестиции в зеленые технологии?

Автор: Игорь Макаров

Почему компании инвестируют в зеленые технологии

читайте также

В ловушке: как избежать эмоциональных реакций на критику

Джеймс Детерт,  Итан Буррис

Непростой диалог

Елена Евграфова

Заставьте стресс работать на себя

Шон Ачор

Как отмена сиесты отразится на испанских компаниях

Маргарита Майо

Зачем компании осуществляют инвестиции в зеленые технологии? Ведь издержки они несут самостоятельно, а выгоды распределяются между всеми. Ранее было два возможных объяснения этому.

Первое – регуляторное воздействие со стороны государства, которое, в отличие от фирмы, рассматривает снижение негативного воздействия на окружающую среду как одну из своих обязанностей. Несколько десятилетий назад такое регулирование даже в развитых странах осуществлялось в основном посредством технологических стандартов и норм осуществления выбросов. Сейчас инструменты более разнообразны: не только развитые, но уже и многие развивающиеся страны активно применяют налоги на выбросы или системы торговли квотами на них. Одно из их преимуществ состоит в том, что компании заинтересованы в сокращении загрязнений и после достижения нормативной величины – ведь это позволит снизить налоговую нагрузку или даже заработать на продаже оставшихся неиспользованными квот.

Второе объяснение – во взгляде на защиту окружающей среды как элемент корпоративной социальной ответственности предприятий. Это позволяет повысить узнаваемость компании и лояльность клиентов, способствует позитивному восприятию организации сотрудниками и партнерами и т.д.

Оба объяснения рассматривали внимание к окружающей среде как нечто противоречащее экономической эффективности. Любые инвестиции в зеленые технологии и практики рассматривались как дань внешним экономическим агентам в ущерб созданию потребительской ценности. Милтон Фридман вообще заявлял, что решение компаниями общественных задач «подрывает основы капиталистической системы» (подробнее о его взглядах и соответствующей дискуссии см. здесь). Но этот подход верен только при рассмотрении потребительской ценности в узком понимании и в краткосрочном периоде. Если же компанию интересует долгосрочная стратегия, то она должна опираться на удовлетворение общественных потребностей – ведь именно они в конечном итоге определяют рынок. Конфликт между прибылью и защитой окружающей среды при таком подходе является искусственным – он не более чем отражение конфликта между кратко- и долгосрочными интересами компании. Наиболее системно новый подход изложен в концепции общих ценностей, предложенной Майклом Портером и Марком Крамером (об том они писали в своей статье для HBR «Капитализм для всех»). На многочисленных примерах они показали, как компании, внедряющие зеленые технологии и практики управления, не только не снижают экономической эффективности, но и получают важное преимущество над конкурентами – за счет экономии ресурсов, повышения производительности труда, оптимизации цепочек поставок и т.д. (см. пример корпорации Coca-Cola здесь).

Проблема в том, что в чистом виде концепция общих ценностей работает лишь в условиях развитых экономических институтов. Благодаря низкой неопределенности горизонт планирования здесь достаточно долог для того, чтобы долгосрочные интересы получали приоритет над краткосрочными. В развивающихся странах, где подобные институты пока не выстроены, идеи, подобные концепции общих ценностей, вызывали скепсис в духе «конечно, в теории это верно, но не для нас». Поэтому, например, в России вплоть до настоящего времени любые экологические инициативы различных организаций рассматриваются через призму корпоративной социальной ответственности – преимущественно отдельно от их основной деятельности.

Может ли ситуация измениться до той поры, пока не поменяются к лучшему экономические институты? Да, и она уже начинает – для тех компаний, которые присутствуют на международных рынках. Если фирмы в ведущих странах уделяют внимание загрязнениям на разных этапах производственно-сбытовой цепочки, они неизбежно будут более требовательными к своим корпоративным партнерам. Так, по информации РСПП в последние годы российские компании регулярно получают от своих иностранных покупателей и инвесторов запросы о раскрытии информации о выбросах парниковых газов. Реагируя на этот тренд, некоторые российские предприятия (в 2014 г. их было 14) участвуют в проекте CDP (Carbon Disclosure Project), нацеленном на создание рейтинга компаний в области корпоративной климатической отчетности. Среди них – такие гиганты как «Газпром», «НОВАТЭК» и «ЛУКОЙЛ».

Читайте материал по теме: Александр Аузан. Как вывести экономику из комы

Постепенно не только качество информации о загрязнениях, но и их непосредственный уровень станет критерием принятия решений о целесообразности сотрудничества. Способствовать этому будут и многочисленные рейтинги экологичности предприятий, представляющие всю необходимую информацию о загрязнениях в систематизированном и удобном для сравнения виде. Уже сейчас набирает движение дивестиций из грязных энергетических проектов, в рамках которого тысячи инвестиционных и пенсионных фондов, компаний и индивидуальных инвесторов прекращают инвестиции в акции угольных, а иногда и нефтяных компаний. Все шире распространяются требования по раскрытию информации о различных типах загрязнений для фирм, котируемых на международных биржах.

В этом году на парижском саммите по климату транснациональные корпорации проявили сильную активность, выступая с климатическими инициативами и призывая правительства разных стран принять максимально амбициозное соглашение. Российские компании долгое время находились в стороне от этого тренда. Но сейчас многие из них осознали новые правила глобальной игры. Пионером стал «Русал», владелец которого Олег Дерипаска в развернутом интервью Financial Times призвал к ужесточению международного климатического регулирования. Вскоре после этого был выпущен совместный пресс-релиз с аналогичными призывами, в котором к «Русалу» присоединились «Русгидро», «Роснано», Сбербанк и «Ингосстрах».

Концепция общих ценностей вряд ли заработает в ближайшей перспективе на предприятиях из развивающихся стран. Однако на крупнейшие компании из этих стран она все же окажет, пусть и извне, существенное воздействие.

Читайте по теме: