Не стоит называть каждую встречу «собранием» | Большие Идеи

? Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Не стоит называть каждую
встречу «собранием»

Придирки к семантике могут показаться мелочными, но это не пустяки.

Автор: Ал Питтампалли

Не стоит называть каждую встречу «собранием»

читайте также

Как улучшить работу комплектовщиков

Как не дать восходящей звезде погаснуть

Балаш Сатмари,  Брейден Кинг,  Дирк Дайхман,  Ян ван ден Энде

Агрессивная подача идеи не работает для стартапа

Дерек Лидоу

Ставка на скрытых чемпионов: как развивать инновации в России

Анна Натитник,  Ирина Пешкова

Я только что вернулся с Западного побережья после выступления перед большой аудиторией. Это мероприятие компания именовала ежегодным собранием. Сегодня у меня намечена встреча с двумя представителями маленького технологического стартапа, будем обсуждать сотрудничество по проекту, и это опять-таки называется собранием. А ведь между двумя «собраниями» нет ничего общего, кроме самого обозначения.

Придирки к семантике могут показаться мелочными, но это не пустяки. Компании тонут в бесчисленном количестве собраний, отчасти потому, что все встречи мы именуем одинаково. Этот расплывчатое и неточное слово затемняет истинную цель встречи и мешает понять, что следовало бы сделать для оптимизации ее результатов. Да и отличить полезное собрание от бесполезного все труднее и труднее.

Чтобы проводить собрания реже и эффективнее, нам нужен более строгий тезаурус. Давайте займемся переименованием и начнем с трех часто встречающихся видов «собраний», которые, как вы сейчас убедитесь, вовсе и не собрания.

Встреча двух человек — не собрание. Это разговор. Собрание большого числа специалистов требует повестки дня, серьезной подготовки, четко сформулированной цели, а для встречи один на один такие жесткие рамки вовсе не обязательны. По большей части люди сами естественным образом справляются с разговором. Так что пусть разговоры остаются неформальными и происходят так часто, как вам захочется.

Другой вид собрания, требующий нового названия, — такая встреча, во время которой выполняется настоящая работа. Гуру менеджмента Питер Друкер утверждал, что это невозможно: «Или собрание, или работа. Вместе и того, и другого попросту не бывает». Применительно к большинству ситуаций он прав: собрания проводятся для планирования и координации работы, а не для того, чтобы ее исполнять. Но иногда копирайтеры, программисты, математики или другие профессионалы собираются вокруг ноутбука или доски, чтобы вместе создать конкретный продукт. Это не собрания, это семинары или сессия, и главное — не приглашать на них корпоративных бюрократов.

Читайте материал по теме: Учимся проводить собрания: от Стокгольма до Нью-Дели

И еще есть встречи, основная цель которых — генерация идей. Если вам нужно, чтобы сотрудники дали волю своему воображению, ни в коем случае не называйте это собранием, зовите на мозговой штурм. Поскольку такие встречи должны пробудить креативность, начинайте с игры, заставьте всех подняться, принять участие в какой-то деятельности, пусть все будут в хорошем настроении и отбросят страх перед критикой. Если, проходя в этот момент мимо конференц-зала, сторонний наблюдатель решит, что там идет обычное «собрание», значит, вы что-то делаете неправильно.

А теперь разберемся с некоторыми видами собраний, чья бессмысленность станет очевидной, если их правильно обозначить.

Например, менеджер созывает сотрудников, чтобы сообщить им какие-то новости. Он мог бы написать объявление или поговорить с несколькими ключевыми специалистами лично, но пытается сэкономить пару секунд, убив зря время своих коллег, прервав работу и согнав всех в одно помещение. Это информационные собрания, почти всегда — совершенно лишние, удобные лишь для того, кто их проводит, и досадные для всех остальных.

Собрания, которые проводятся по традиции или по привычке — формальные собрания, также пора вычеркнуть. Когда-то они, возможно, служили разумной цели, но цель эта давно утрачена. Теперь никто уже не спрашивает, какая перед нами стоит задача и будет ли собрание лучшим способом ее решения, а принимают его как неизбежность и думают, какие вопросы стоит на него вынести. Разумеется, при таких условиях темы для обсуждения всегда найдутся, пускай и самые пустопорожние.

Читайте материал по теме: Цифровые инструменты для повышения эффективности встречи

Некоторым собраниям придается деловой вид — они якобы укрепляют сотрудничество или это из серии «пора сверить часы», — но на самом деле мы просто нуждаемся в общении, так что это социальные мероприятия. Для укрепления команды лучше всем отправиться на корпоративный тренинг или устроить вечеринку, причем не стоит принуждать людей: экстраверты обрадуются случаю потусоваться, но интроверты зачастую предпочитают остаться дома и спокойно поработать или провести время с семьей.

И, наконец, собрания, созываемые для принятия решений. Зачастую возникает путаница понятий, и кажется, будто само собрание и принимает решение. Но собрания не принимают решений, их принимают бизнес-лидеры. Групповые обсуждения, разумеется, помогают в этом процессе, поэтому правильнее было бы называть это собраниями для продвижения решений, чтобы руководители не забывали о своей единоличной обязанности — проследить за тем, чтобы решения были реализованы. Неплохо было бы также различать собрания с высокими ставками, с низкими ставками и без ставок вообще. В первом случае нам требуется серьезное и честное обсуждение. Исследования показали, что умеренное столкновение интересов среди участников способствует более правильным решениям, поэтому требуйте от присутствующих полной откровенности и поощряйте споры. Если вы сразу обозначаете цель собрания как поиск решения с высокими ставками, вы обязуетесь принять лучшее из выдвигаемых предложений, даже если оно не совпадет с вашим.

Читайте материал по теме: 7 правил проведения собрания

Когда последствия решений не столь судьбоносны, то важнее темп: предложите собравшимся план развития и постарайтесь побыстрее добиться общего одобрения. Разумеется, и в этом случае допускаются возражения — вы должны быть готовы внести в свой план коррективы, если услышите обоснованный совет. Но постарайтесь побыстрее прийти к решению, чтобы основное время собрания уделить распределению обязанностей по выполнению этого решения. А что касается собраний, созываемых ради маловажных дел, без ставок, то зачем их вообще созывать, а?

Попробуйте вообразить работу в компании, где любая встреча обозначается точными терминами. Представьте, как сотрудники отказываются от участия в собрании, именуя его «формальным». Представьте, как, готовя собрание для продвижения решений, руководитель каждый раз спрашивает себя, идет ли речь о высоких или низких ставках, и как менеджеры отказываются от информационных собраний, приглашая вместо этого сотрудников поговорить с глазу на глаз. Конечно, одним изменением корпоративного тезауруса вы не преобразите культуру собраний в своей фирме, но это первый и важный шаг.

Читайте по теме: