читайте также
Думая о какой-либо ситуации, мы сосредотачиваем мысль либо на ее общих контурах, либо на конкретных деталях. Сегмент рынка можно определить весьма широко (женщины 25—34 лет) и очень конкретно (женщины в начале карьеры, недавно вышедшие замуж и подумывающие о детях). Задавая принципы инновации, можно описать ее в целом (придумайте новый способ чистить зубы) или в мельчайших подробностях (создать ощущение, чтобы после чистки зубов появлялось чувство, будто дантист только что снял зубной камень с вашей эмали).
Но когда имеет смысл рассматривать детали? А когда полезнее сконцентрироваться на общей картине?
Конкретное мышление особенно полезно при планировании, брендировании и в рекламе. Как говорится, «дьявол в деталях». Проекты выгорают или лопаются в зависимости от того, удалось ли предусмотреть ловушки и препятствия.
Рекламная кампания и новый продукт не могут адресоваться абстрактным людям, без точного определения аудитории. Нужно понимать специфические характеристики своих клиентов, чтобы понять, понравится ли им новый товар и что мотивирует их приобретать и использовать подобные вещи. Мой любимый пример — Segway. Запуская свой продукт в 2001 году, компания собиралась произвести революцию личного транспорта, предложить уникальный способ путешествовать на короткие дистанции. Абстрактно — идея прекрасная. А конкретно — никому не понадобился специальный транспорт, чтобы быстро переместиться в соседний квартал. В итоге фирма нашла себе более конкретную нишу: городские туры и охрана супермаркетов (!).
Абстрактное мышление годится на первых стадиях инновации. Прежде чем искать новые креативные решения, стоит как можно шире рассмотреть проблему, которую вы собираетесь решить.
Читайте материал по теме: 7 правил успешных рассказчиков
Например, когда Стив Нокс и его команда в Tremor взялись усовершенствовать маркетинговые кампании методом «сарафанного радио», им понадобился абстрактный подход к задаче: они сосредоточились на вопросе, что побуждает людей обсуждать какие-то товары. От этого исходного пункта они пришли к выводу, что люди предпочитают обсуждать те вещи, которые нарушают привычные концепции, и на этом основании команда развивала методы создания «подрывного» сообщения, которое распространялось бы само собой.
Но если вы увязли в неверной методике, как ее изменить? Повлиять на собственный подход к ситуации — переключиться с абстрактного на конкретное или обратно — нетрудно: просто оцените дистанцию, а затем «подкрутите». То, что мысленно «далеко», мы рассматриваем абстрактно, «близкое» — во всех деталях.
Есть три способа отладить фокусировку:
Поменяйте физическое расстояние. Прикиньте, насколько рассматриваемый объект от вас далеко. В Нью-Йорке вы наблюдаете все подробности городской жизни, но из Техаса он кажется каким-то абстрактным местом, вместилищем толп, поп-культуры и шума. Если вам требуется конкретное мышление, мысленно представляйте свой дом или кабинет, когда же вам понадобится абстрактное мышление, мысленно перенесите проблему на другой конец страны или мира.
Читайте материал по теме: 5 советов для выступающих без подготовки
Обдумайте дистанцию во времени. Любое событие находится либо в ближайшем, либо в отдаленном будущем. Когда вам предлагают командировку через полгода, это интересно, потому что вы представляете себе эту поездку в целом, каких людей вы повстречаете, что нового узнаете, какой город сможете посетить. Если та же поездка предстоит на следующей неделе, удовольствия гораздо меньше, потому что проступают ближайшие проблемы: закончить дела на работе, уладить все дома и еще одна малоприятная вещь — перелет. Разумеется, все эти проблемы никуда не денутся и через полгода, но вы не думаете о них, когда представляете себе отдаленное будущее. Итак, если требуется конкретное мышление, подвиньте событие к себе, представьте, что оно наступит уже завтра. Если же вам требуется абстрактное мышление, «отложите» событие на полгода.
Учтите личное расстояние. Рассматривайте эту проблему, как лично важную либо для вас, либо для кого-то другого. Исследования креативности показывают, что люди скорее находят новаторские решения, когда решают проблемы ради других, а не ради самих себя. Суть в том, что, когда вы решаете собственные проблемы, восприятие этой самой проблемы влияет на подход к ее решению. Когда вы решаете чужую проблему, детали отходят на второй план. Если вам нужен конкретный подход, отнеситесь к этой проблеме как к личной. Если же уместнее абстрактный подход, то вообразите, будто эта проблема — не ваша.
Итак, генерируя идеи и планы, постарайтесь прежде всего установить точную дистанцию — во времени, пространстве и релевантности. Решая проблемы, требующие новаторского подхода и креативности, постарайтесь установить дистанцию — это поможет вам разглядеть новые решения, не увязая в деталях.
Читайте по теме: