Почему грамотное письмо повышает уровень доверия | Большие Идеи

? Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему грамотное письмо повышает
уровень доверия

Разумеется, выше головы не прыгнешь и никто не совершенен. Но было бы лучше, если бы на письме вы смогли оказаться столь же убедительны, как и в личном разговоре.

Автор: Барбара Уоллрафф

Почему грамотное письмо повышает уровень доверия

читайте также

Рекламодатели, не бойтесь DVD-рекордера

О’Коннелл Эндрю

Как подсчитать выгоду от интернета вещей?

Сунанд Менон

Берегитесь простых ответов, полученных от больших данных

Дуглас Меррилл

Подводные камни совместного творчества

Беккерс Зандер,  Верхуф Питер,  Дорн ван Йенни

Читая написанные тексты, люди торопятся с выводами об авторе. На этом основании они решают, насколько вы умны, креативны, организованы, заслуживаете ли доверия, внимательны ли к людям. И когда выводы сделаны, трудно их изменить. Исследования в области социальной психологии показали, насколько прочны первые впечатления. Требуется серьезная работа, чтобы от них отделаться, а ваши коллеги, клиенты и партнеры могут и не захотеть этим заниматься (или у них просто не найдется времени).

Я — редактор, и мне довелось иметь дело с сотнями авторов. Порой я вижу, что человек мог бы написать и получше, и тогда в мою голову закрадывается недоброе подозрение: этот он или она либо не старается, либо не умеет писать.

Разумеется, выше головы не прыгнешь и никто не совершенен. Но было бы лучше, если бы на письме вы смогли оказаться столь же убедительны, как и в личном разговоре, а для этого нужно:

Уважать свою аудиторию. Не нужно разжевывать и тем более повторять то, что читателю вашего послания и так известно.

Не хвастаться: так читатели скорее вам поверят. За уточнениями обращайтесь к людям, с чьим мнением вы считаетесь — пусть скажут, где вы умерены, а где вас слишком много.

Еще один способ сделать так, чтобы вам поверили: будьте максимально добросовестны. Вы знаете, как это сделать в личной беседе, пускаете в ход свое очарование, говорите откровенно, придерживаетесь фактов, опираетесь на логику и надежные источники.

Читайте материал по теме: Какие навыки нужны руководителям всех уровней

Если вам самому это дается нелегко, поручите кому-нибудь проверить за вас факты, уточнить связь между ними, выправить орфографию, грамматику и интонацию. И даже если по этой части вы фанатик, все-таки лучше попросите коллегу или друга взять на себя роль первого читателя и критика, чтобы на письме вы были самим собой — в лучшем виде.

Когда закончите черновик, отложите его в сторону, и чем дольше он полежит, тем лучше. Хорошо отводить в плане специальное время на то, чтобы текст мог «отстояться». Когда вернетесь к нему, постарайтесь взглянуть на него со стороны, словно скептически настроенный читатель, который впервые видит все это. Как вы воспринимаете этот текст и как настраиваетесь по отношению к автору?

А вот некоторые мелочи, которые выставляют автора в неблагоприятном свете:

Не перегружайте текст парами и тройками однородных членов. Умные люди стараются не строить предложение так: «Политика и практика компаний и некоммерческих организаций меняется в зависимости от времени и места». Умелый автор знает разные способы выражать мысли и применяет их в тексте.

Читайте материал по теме: 4 правила деловой переписки по электронной почте

Не изобретайте термины и аббревиатуры. Когда автор выдумывает термины, это выглядит не круто, а претенциозно. («Назовем эту парадигму развития талантов внутри компании «инфраструктурой оптимизации талантов», сокращенно ИОТ»).

Не рассыпайте повсюду кавычки. Когда обычные, разговорные выражения автор помещает в кавычки, то выглядит снобом. («Менеджеры, которые часто «пропускают мяч», должны стать более активными»). Либо не ставьте кавычки — либо найдите другой способ выражать свои мысли.

Не меняйте последовательной изложения. Если в тексте сперва перечисляются темы А, B, C, затем они обсуждаются подробно в последовательности A, C, B, а под конец подытоживаются С, A, B, это здорово сбивает с толку и возникает впечатление, что автор не умеет организовывать свои мысли и не уважает время читателя.

Подпункты оформляйте одинаково. Когда три буллета содержат по фразе, а четвертый — лишь словосочетание, это воспринимается как небрежность. Для черновика сойдет, все мы чего-то не замечаем на первых этапах. Но вы как автор обязаны замечать свои огрехи и исправлять их.

Читайте материал по теме: Второй шанс произвести хорошее впечатление

Не повторяйте слова без особой на то причины. Автор выглядит небрежным, если в документе звучат бесконечные, как эхо, повторы («Важно тщательно подготовить важные документы»). Иногда повторы нужны для усиления, но пользуйтесь этим приемом с осторожностью.

Внимательно оформляйте списки и параграфы. Опять-таки автор кажется небрежным, если заголовок списка или нового раздела сулит не то, что мы на самом деле в нем читаем.

Умение писать грамотно можно освоить, это не данный от рождения дар умного, внимательного, интересного человека. Но постарайтесь быть на письме умным, интересным и внимательным, подумайте, какие еще качества и навыки для вас важны, и вы пишете гораздо лучше всяких скучных, тупых и высокомерных типов.

Читайте по теме: