Что делает футбольный клуб «Барселона» столь успешным | Большие Идеи

? Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что делает футбольный клуб «Барселона»
столь успешным

Для неизменного успеха «Барсы» есть множество причин.

Авторы: Андрес Атум , Люциана Сильвестре

Что делает футбольный клуб «Барселона» столь успешным
Korng Sok / Unsplash

читайте также

Российские реалии и иностранные менеджеры

Борис Щербаков

29 мая 2015 года состоялся бизнес-завтрак для руководителей

Trip Report: Berlin

Наука и бизнес

«Сине-гранатовое знамя на ветру,

Храбрый крик.

У нас есть имя,

И весь мир знает его:

Барса! Барса!! Барса!!!»

Так звучит гимн футбольного клуба «Барселона» (он же «Барса»), каталонского клуба, который недавно завоевал кубок Лиги чемпионов УЕФА (самое престижное состязание футбольных клубов в мире), выиграв у итальянского «Ювентуса» со счетом 3:1.

Двадцать три победы в чемпионатах Испании по футболу, двадцать семь королевских кубков и вместе с последней целых пять побед в Лиге чемпионов — все это дает «Барсе» уникальное место в анналах футбольной истории. Также этот клуб — весьма успешный бизнес: капитализация команды, по оценкам журнала Forbes, составляет $3,16 млрд, что дает ей право занять второе место в списке самых дорогих спортивных команд мира. Доход компании достиг $657 млн — это четвертое место среди футбольных клубов (после мадридского «Реала», «Манчестер Юнайтед» и мюнхенской «Баварии»).

Для неизменного успеха «Барсы» есть множество причин: прекрасные игроки, подобные Лионелю Месси, Неймару Сантосу и Луису Суаресу; замечательные менеджеры, такие как Йохан Кройф, Луис Энрике и Хосеп (Пеп) Гвардиола, а также крепкая материальная база. Однако наши исследования свидетельствуют о том, что в самой сердцевине успеха «Барсы» лежит ее организационная идентичность (коллективное представление о том, «кто мы такие», которое разделяют и игроки, и менеджеры, и рядовые сотрудники). Сила этой идентичности такова, что фанаты часто говорят: «Барса» — это m?s que un club (то есть больше, чем клуб).

Идентичность отличается от культуры, ценностей, убеждений и допущений, определяющих поведение. Культура говорит нам, как себя вести, а идентичность утверждает, кто мы такие. Она служит двум целям. Подобно призме, через которую человек смотрит на жизнь, идентичность помогает «расшифровать» происходящее во внешнем мире. Также она обуславливает действия сотрудников, направляя их реакции. Вместе эти два измерения помогают организациям сохранить баланс между «кто мы такие» и «что мы делаем».

У большинства структур есть некое понимание своей идентичности, но немногие думают о ней как о способе стимулировать результаты. Для многих идентичность — слишком абстрактное понятие, чтобы связывать ее с измеримыми целями; для других это слишком долгосрочный идеал, чтобы переводить его на язык текущих задач. И в то же время у идентичности есть потенциал, способный наполнить цели смыслом и обеспечить прекрасные результаты — что и продемонстрировала нам «Барса».

Тренеры и игроки приходят и уходят, но краеугольным камнем идентичности «Барсы» остается La Mas?a («Ферма»), молодежная спортивная школа, расположенная в спортивном городке имени Жоана Гампера на окраине Барселоны. С момента ее создания в 1979 году школа подготовила более пятисот игроков, включая таких звезд, как Месси, Хави Эрнандес и Андрес Иньеста. Около 85 игроков в возрасте от 12 до 18 лет живут в школе или приезжают в нее каждый день для учебы и тренировок.

La Mas?a выстраивает идентичность «Барсы» четырьмя способами.

В качестве гаранта идеалов организации. Один из идеалов «Барсы» — искусная и изысканная игра, а не просто ставка на силу и размеры. По свидетельству всех ключевых лиц клуба, это убеждение лежит в основе его идентичности. La Mas?a, где растят будущих игроков, отвечает за воспитание в духе этих идеалов той молодежи, которая каждый год присоединяется ко взрослому составу.

Альберт Капейас, бывший координатор старшей молодежи в «Барсе», согласен, что у подготовки в спортивной школе присутствует нравственное измерение: «Во-первых, мы должны быть более честной командой, совершать меньше нарушений, чем противники. А еще мы стремимся выигрывать с помощью своей творческой манеры игры (более творческой, чем у соперников). И, наконец, мы хотим побеждать. Но мы не хотим побеждать, наступая на горло первым двум идеалам».

В качестве источника уникальности организации. Результатом идеалов «Барсы» является самобытная манера игры, известная под названием tiki taka, которая заключается в быстрых коротких передачах между игроками, в согласии продвигающимися к цели. Передачи более важны, чем броски; смекалка важнее силы. Для игры в подобном стиле нужен особый тип игроков. Поэтому приемная комиссия La Mas?a часто готова рискнуть, открывая двери в школу для ребят, не соответствующих обычным стандартам.

Они стараются найти детей, которые принимают быстрые неординарные решения. Например, когда «разведчики» «Барсы» нашли в Аргентине Месси, он был смекалистым, но маленьким и худеньким; у него была острая нехватка гормона роста. Другие клубы думали, что вкладывать в него — рискованное дело, но «Барса» пригласила юного Месси, заплатила за его лечение, а затем воспитала из него одного из лучших футболистов всех времен.

В качестве «клея», обеспечивающего сплоченность. Еще одна характеристика идентичности «Барсы» — сотрудничество и командный дух. Поскольку стиль tiki taka требует от команды движения «в унисон», каждый игрок должен чувствовать положение коллег на поле и возможности для передачи. В такой игре нет места звездам-одиночкам; для победы вся команда должна играть как единое «созвездие».

Все это знают игроки, воспитанные в La Mas?a. Однако те, кто приходит из других клубов, привыкают к такому порядку с трудом. Например, два из теперешних форвардов «Барсы» (Неймар, пришедший из бразильского «Сантоса», и Суарес — из английского «Ливерпуля») подробно рассказывали о том, как им пришлось изменить свое мышление после присоединения к команде. Они начали хорошо играть (и получать от игры удовольствие) только после того, как расстались с личными амбициями и сосредоточились на поддержке своих коллег на поле.

В качестве компаса, указывающего будущее клуба. Как и большинство организаций, «Барса» действует в стремительно меняющемся мире, имея амбициозные краткосрочные цели. Ее деятельность сосредоточена вокруг выигрыша в матче на этой неделе и в чемпионате в этом году; в такой ситуации легко упустить из вида долгосрочную перспективу. С другой стороны, на подготовку игрока для первого состава из ученика La Mas?a уходит десять лет.

Люди могут чувствовать огромное желание преуспеть, но тренеры понимают, что поторопиться в процессе развития значит уступить в качестве. «Если вас принуждают показать немедленные результаты, вы обречены. Нам нужно терпение, чтобы понимать, что плоды того, что мы сеем сейчас, возможно, пожнут будущие поколения», — говорит Жорди Местре, член совета директоров «Барсы», отвечающий за молодежный футбол.

Интересно, что в La Mas?a собственно тренировкам отведено лишь 90 минут в день, во время которых тренеры уделяют особое внимание ведению мяча и тактике. Остальное время уделяется воспитанию ума и развитию правильного отношения к жизни, построенного на принципах уважения, ответственности, преданности, дисциплины и терпения.

Кроме этого, расширить горизонты молодых игроков и развить в них любознательность помогают различные культурные мероприятия. Например, La Mas?a регулярно приглашает гостей, вдохновляющих учеников на подвиги (кардиолога Валентина Фустера, музыкантов из румба-группы «Estopa», шеф-повара Феррана Адриа, Альберта Боша — первого каталонца, покорившего Южный полюс).

То, как La Mas?a созидает идентичность «Барсы», приводит к воспитанию одной ключевой способности: качественному развитию кадров. В то время как большинство футбольных клубов главным образом приобретает «звездных» игроков, чтобы одерживать победы, «Барса» способна выращивать своих собственных ведущих футболистов. Когда команда завоевала Суперкубок УЕФА 2011 года, семеро из ее членов были выпускниками La Mas?a; в составе, который выиграл Клубный чемпионат мира по футболу того же года, таких игроков было восемь. Такие цифры беспрецедентны для футбольного мира.

В то же время «Барса» может сохранять свою идентичность, только если ее люди не будут уходить в другие команды. «Каждый игрок должен думать так: “Я не променяю это ни на что; с этой командой я делаю историю”, — говорит Карлос Фольгера, директор La Mas?a. — Вот почему мы воспитываем в них идентичность, которая является своеобразным щитом». Судя по устойчивому успеху «Барсы», данная философия работает.

Подобно «Барсе», корпорации могут многого добиться, созидая более мощную идентичность. В условиях гиперконкурентного рынка компании часто сводят свою деятельность к реагированию на стратегию соперника, вместо того чтобы концентрировать усилия на том, в чем они наиболее сильны. Более четкое определение того, «кто мы такие», способно во всеуслышанье заявить о том, в чем суть, уникальность и крепость конкретной организации. Это будет мощным орудием в стратегической адаптации. Также идентичность помогает ответить на такие ключевые вопросы, как «Покупать ли эту компанию?», «Выходить ли на этот рынок?», «Разрабатывать ли данный продукт?».

Руководители также могут созидать идентичность компании постепенно, уточняя и развивая смыслы, связанные с ней, чтобы организация не становилась жертвой инерции. В конце концов любая идентичность эволюционирует со временем.

Читайте по теме: