Лидерство начинается с дома | Большие Идеи

? Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Лидерство начинается
с дома

Мы отвлекаемся от работы, заслышав «дзинь» очередного упавшего в ящик письма.

Автор: Тони Шварц

Лидерство начинается с дома

читайте также

Битва за истину

Синан Арал

Офисные сплетни: инструкция по пресечению

Виктор Липман

Хотите быть лидером? Учитесь!

Моник Валькур

Нельзя быть тряпкой

Мерино Мелинда

Один из величайших подарков, который вы можете сделать детям, — научить их откладывать удовольствие, установив границы и подавая им личный пример.

Этот же подарок вы можете сделать своим сотрудникам или подчиненным.

Я задумался над этим, прочитав как-то замечательную, душераздирающую статью Мэтта Ричтела в The New York Times «Growing up Digital: Wired for Distraction» («Поколение кнопки: запрограммированы развлекаться»). Речь идет о воздействии новых технологий на способность детей к концентрации внимания.

Хотя статья очень сильная, многие, боюсь, не дочитали ее до конца — текст длинный, а от расстройства внимания нынче страдают не только дети. На прошлой неделе был опубликован мой блог «Внимание: в осаде».

В этой одержимости все время оставаться на связи дети всего лишь подражают нам — пусть и с преувеличениями. И последствия для них становятся все более и более явными.

Ребенок, обменивающийся ежедневно сотнями сообщений с приятелями, часами играющий в видеоигры и каждый три минуты проверяющий Facebook, удовлетворяет две свои основные потребности: он получает краткое, малое и мгновенное удовлетворение и избегает страха и одиночества. «От видеоигр во мне пустота не растет, — сказал Ричтелу студент Шон МакМуллен, — наоборот, они заполняют эту пустоту».

Самая очевидная проблема: уткнувшись в эти возможности развлечься или уйти от реальности, дети не включаются в учебу и не учатся мыслить сколько-нибудь сложно.

Читайте материал по теме: 4 вредоносных мифа, в которые все еще верят многие компании

В недавнем исследовании выяснилось, что плохие оценки часто получают 47% активных любителей современных технологий и лишь 27% тех, кто этими развлечениями не злоупотребляет. Ричтел видит прямую корреляцию между проблемами в школе и количеством времени, проведенного детьми в интернете.

В офисе происходит примерно то же самое: мы отвлекаемся от работы, заслышав «дзинь» очередного упавшего в ящик письма (обещано немедленное удовлетворение, правда, это обещание редко сбывается). Электронные послания прерывают то дело, которым мы заняты в данный момент — и когда мы переключаемся с одного задания на другое и обратно, на выполнение основной работы уходит заметно больше времени, а ошибки множатся как снежный ком.

Ничто так не способствует высокому качеству работы и повышению продуктивности и не приносит такого удовлетворения, чем глубокое погружение в важное задание. Но, чтобы сосредоточиться, нужно отказать себе в немедленном удовлетворении, в постоянных отвлечениях — а это ой как непросто.

Читайте материал по теме: Сон важнее еды

Вот какие уроки следовало бы извлечь и родителям, и руководителям:

Во-первых, подавайте пример желаемого поведения. Если вы все время проводите, уткнувшись в iPhone или в телевизор, ваши дети переймут эту манеру. Если, разговаривая с людьми, вы все время коситесь на компьютер, вы опять-таки показываете им, как следует себя вести.

Во-вторых, признайте, что на эти технологии можно подсесть точно так же, как на любой наркотик, и на любое средство получить немедленное удовлетворение или быстро избавиться от боли.

«Иногда я говорю себе: нужно остановиться и сделать домашнее задание, но я не могу», — признался Ритчелу Виджей Сингх (и ему вторят его друзья). Родители должны строго ограничивать игры и общение в сетях.

Не вовсе запретить это удовольствие — едва ли такая крайность возможна, но помочь детям обрести глубокое и подлинное удовлетворения от полного погружения в работу и от того, что удалось решить сложную задачу.

Руководители должны подавать пример и поощрять сотрудников отключать электронную почту и полностью сосредотачиваться на самых сложных проектах.

В-третьих, родители и педагоги должны приучать школьников к новой форме работы. И домашние задания, и офисные дела лучше всего выполнять порциями максимум по полтора часа непрерывной работы, а затем полноценный отдых.

В паузы человеческий мозг успевает усвоить новый опыт, сочетать его с прежним и достичь определенного синтеза. Постоянная подключенность лишает нас высшего синтеза.

Я не предлагаю бороться с новыми технологиями. Но пора научиться разумно их использовать, а то пока что они используют нас. Кто готов проложить новый путь?

Читайте по теме:

* деятельность на территории РФ запрещена