Без чего бизнесу придет конец | Большие Идеи

? Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Без чего бизнесу
придет конец

Нужно проанализировать, от чего зависит именно ваш бизнес.

Автор: Эндрю Уинстон

Без чего бизнесу придет конец

читайте также

Джек Ма: «Если вы действительно хотите что-то делать, делайте это без денег»

Личная жизнь в свете научных теорий

Клейтон Кристенсен

«Наш бренд не просто машинка для зарабатывания денег, которые мы передаем на благотворительность»

Дарья Алексеева

Гендиректор IBM Джинни Рометти: «Нужно постоянно испытывать дискомфорт»

Ади Игнейшес

Джордж Карлин умел разрушать стереотипы. Как-то раз он высмеял идею «спасения Земли», напомнив, что планета прекрасно обошлась бы и без нас. «Земля никуда не денется. Это мы пропадем… Планета стряхнет нас с себя, словно блох». А что останется? Разве что набросанные повсюду пластиковые бутылки.

Мысль, будто Земля нуждается в людях, которые из благодарности будут ее хранить, действительно, слегка нелепа. Тот же День Земли — и в самом деле дурацкая затея: что ж мы чтим вращающийся комок, от которого полностью зависим, только раз в году? Все равно, что вспоминать о матери только в ее праздник, о любимой — исключительно в день святого Валентина. Отношения не сложатся.

Зато в этот праздник нам напоминают, что Землю следует ценить ежедневно. И этот принцип необходимо усвоить деловому сообществу. Благодарить не «Землю», как ее выставляют напоказ, изображают на глянцевой бумаге публичных отчетов, и не теоретическую «природу», которая для многих существует лишь в пределах национальных парков — нет, бизнес должен чтить Землю как собственный финансовый отчет. Планета должна присутствовать на балансе в каждом отчете, ведь она буквально — источник всего, что используется нашей экономикой и обществом в целом. Банальная мысль: не будет планеты, не будет и бизнеса.

Эта мысль должна наполнять все наши дни, однако полезно будет выделить один конкретный день, чтобы полностью на этой мысли сосредоточиться. Остановиться, проанализировать, от чего зависит именно ваш бизнес. Вероятно, вы и так регулярно это делаете — выезжаете на ретриты для руководителей, а там умелые организаторы, повсюду наклейки с призывами продумать стратегию, «выйти за рамки», творить совместно или какие там приемы мозгового штурма в моде в нынешнему году.

Читайте материал по теме: Как заработать на благотворительности

Итак, выделите себе на это неделе день, чтобы подумать, каким образом планета поддерживает бизнес и как соотнести с этой реальностью собственную компанию и отрасль в целом. Разделите процесс на три этапа. Во-первых, задайте ключевые вопросы: как изменения климата, перепады погоды могут сказаться на вашем бизнесе, клиентах, цепочке поставок? Как сказывается на ценностной цепочке и прибыли постепенное ограничение ресурсов, недостаток воды, подорожание товаров?

Затем нарисуйте сценарии для тех отраслей, которые уже находятся под давлением изменений. Представьте себе проблемы сельского хозяйства при затянувшейся засухе или подумайте, перед каким выбором оказались дизайнеры и продавцы одежды, когда за два года цены на хлопок поднялись на 300%: либо переложить эти расходы на покупателя и сократить продажи, либо отказаться от значительной части прибыли. А затем спросите себя, какие события могли бы подобным образом отразиться на вашем бизнесе.

И напоследок — еретические вопросы. Можем ли мы обойтись без ископаемого топлива, одной только возобновляемой энергией, можем ли обойтись без воды? (Некоторые компании, в том числе Apple и IKEA, уже близки к стопроцентному использованию возобновляемых источников энергии). Не попытаться ли нам создать замкнутый цикл, принимать произведенные товары обратно, когда они отслужат? Есть возможность фундаментально изменить наши методы хозяйствования, так, чтобы не только решить нынешние проблемы, но еще и прибыль извлечь?

По нынешним временам для успеха в бизнесе необходимо осмыслить эти возможные сценарии. Но многие ли компании используют таким образом День Земли или любой другой день в году? Увы, очень немногие. За последние 44 года большинство компаний если и отмечали День Земли (тоже далеко не все), то сажали несколько деревьев или провозглашали какие-нибудь привлекательные и не слишком масштабные инициативы в защиту местного парка или поддержку экологического движения. Благотворительность штука хорошая, а сейчас, надо отдать им должное, корпорации все чаще совершают более масштабные действия — например, IKEA приобрела ветряные мельницы, которые на 165% обеспечивают потребности американского филиала в электроэнергии.

Читайте материал по теме: Создавайте общественные блага, и вы не проиграете

Но большинство компаний все еще не понимают значимость Земли для своего бизнеса. Само наше существование зависит от этой планеты, с ее металлами, растительными волокнами, пищей, воздухом, водой, более-менее стабильным климатом. А значит, первостепенная задача и для бизнеса, и для общества в целом — гарантировать, что этот источник благ сохранится, что этот неприкосновенный запас будет существовать и впредь. Основатель британского Форума Будущего Джонатан Поррит писал: «Забота о биофизической устойчивости не просто необходимость, а предварительное условие». Вот именно, предварительное условие — мне нравится, как это резко, неожиданно и даже пугающе звучит: нужно спасать активы из основного, всемирного фонда, иначе мы все разоримся, и всякая работа попросту остановится.

Итак, не будем называть тот или иной день днем Земли. Это будет день «Фундаментальной поддержки нашего успеха и самого существования нашего бизнеса». Длинновато, но точно.

Читайте по теме: