Сколько реально работают основатели компаний? | Большие Идеи

? Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Сколько реально работают
основатели компаний?

Среднестатистический гендиректор заявил, что работает около двенадцати часов в сутки, включая работу из дома.

Автор: Карен Файрстоун

Сколько реально работают основатели компаний?

читайте также

Пять трендов, о которых важно знать работодателю во время и после пандемии

Бекки Франкевич,  Томас Чаморро-Премузик

Бизнес без предрассудков

Ирина Гусинская

Насколько совместим менеджмент Amazon с человеческими ценностями?

Майкл Шрейдж

Как сохранить команду после того, как купили ваш стартап

Крейг Уокер

Я неплохо играю в гольф. Мне нравится этот вид спорта. У меня есть клиенты, которые любят сыграть раунд-другой. И в то же время мне нелегко оторваться от работы, чтобы поехать в гольф-клуб.

Возможно, это связано с тем, что я — основатель и гендиректор компании. Главное слово в этом словосочетании — «основатель», или в моем случае один из основателей. Десять лет назад мы в партнерстве с Дэвидом разработали идею фирмы, а несколько лет назад я приняла на себя должность гендиректора. В бизнес-литературе написано, что предприниматели пашут как лошади, но там не говорится, что они вообще никогда не выходят из офиса, чтобы отдохнуть. И в то же время один из лучших советов, который я получила в начале пути, дал один хозяин малого бизнеса. Он сказал, что никто не будет настолько заинтересован в решении проблем моей компании, как я сама. Конечно, если гендиректор станет придерживаться такого подхода, у него меньше шансов успешно делегировать полномочия и больше шансов быть всегда «по уши в работе». Итак, какая преданность своему делу является для основателя бизнеса «нормальной»? И уменьшается ли количество работы со временем, по мере того как компания становится успешной и стабильной?

Чтобы найти ответ на этот вопрос, я решила провести опрос. Я задала другим предпринимателям вопросы о том, сколько они работают, как они оценивают свою преданность фирме, а также насколько им удается выкроить свободное время для личной жизни. В моем опросе приняло участие более восьмидесяти учредителей или соучредителей предприятий в сфере здравоохранения, технологий, социальных медиа, розничной торговли и финансов.

Среднестатистический гендиректор заявил, что работает около двенадцати часов в сутки, включая работу из дома. По этому пункту разница между мужчинами (которые составляли две третьих выборки) и женщинами была весьма незначительна. Удивительно, но факт: количество часов не снижалось с возрастом бизнеса, что соответствует и моему личному опыту. Это заставило меня почувствовать, что для моей игры в гольф — это довольно неутешительные прогнозы. Две трети основателей компаний старше пяти лет сказали, что им удалось снизить количество рабочего времени по сравнению с первой пятилеткой. Но когда я изучила их теперешнюю нагрузку, никто из них не работал менее одиннадцати часов в день. У меня есть несколько возможных объяснений данного противоречия: возможно, они изначально работали еще больше (более одиннадцати часов в сутки). Или они обманывают самих себя. А, может быть, они просто помешаны на своей работе (разумеется, все эти варианты не исключают один другого).

Читайте материал по теме: Почему вашей компании так нужны новобранцы

Единственными людьми, которые как будто бы действительно со временем начинали уделять своей компании меньше усилий, оказались опытные предприниматели, которые уже не в первый, а хотя бы в третий раз основывают свое дело. Некоторые из них пояснили, что научились делегировать полномочия и испытывать меньше зависимости от каждого аспекта своего детища.

Я также попросила респондентов сравнить свои усилия с работой человека, следующего за ними в организационной иерархии. 68 респондентов заявили, что в среднем они трудятся на 17% больше, чем их заместитель. 13 респондентов сказали, что их «номер два» работал столько же. Никто из опрошенных не признал, что трудолюбие подчиненного превзошло его собственное. (Хотя справедливости ради нужно отметить, что заместителей я не опрашивала, поэтому не знаю, согласятся ли они с этим.)

Также я попросила каждого руководителя оценить свой уровень преданности своему предприятию по сравнению с другими аспектами своей жизни, по шкале от 1 до 10. Средним (!) был показатель 9,26, причем у женщин несколько выше, чем у мужчин.

Когда я спросила, мешает ли им эта преданность найти время для себя, две трети ответило на вопрос утвердительно. В этом пункте разница между полами была огромной: в то время как почти все женщины заявили, что их обязательства перед работой не давали им найти достаточного количества свободного времени, среди мужчин таких было лишь чуть больше половины. Значит ли это, что предприниматели-женщины более преданы своим стартапам (или, наоборот, что мужчины менее привязаны к своей личной жизни)? Или же представительницы прекрасного пола ощущают, что им нужно больше трудиться, чтобы завоевать место под солнцем? А может эти цифры просто отражают личные предрассудки участниц этого конкретного опроса? Наверное, и то, и другое, и третье.

Читайте материал по теме: 5 приемов для грамотного руководства командой

Каковы бы ни были причины, подавляющее большинство (71 человек) всей выборки согласилось, что недостаток личного времени связан с фактом основания ими компании. На вопрос о том, действительно ли гендиректорам-основателям сложнее отключиться от работы, чем последующим генеральным, 59 респондентов ответили утвердительно. Хотя я не просила людей объяснять свои ответы, именно по этому вопросу я получила от участников много продуманных комментариев. Саймон, основатель компании, производящей ПО, сказал: «Никто так не заботится о фирме, как ее учредители... у основателя чрезвычайно тесная связь со своим делом». В подобных эмоциональных выражениях описали свою фирму и некоторые другие опрошенные. Насим, основатель фирмы, занимающейся розницей в премиум-сегменте, заявил: «Это ваше детище, которое вы растите, на кону ваша репутация, а на двери часто висит ваше имя». По крайней мере еще десять гендиректоров говорили о своих организациях как родители о детях.

Всем известно, что дети требуют огромного количества времени и энергии, в то же время мало кто из мам и пап жалеет о своей родительской роли. То же самое я обнаружила и в своем исследовании. Генри, основатель транспортно-логистической компании, признался: «Я очень глубоко привязан к своей фирме. Она является продолжением меня самого». Эбби, отец-основатель бизнеса, занимающегося облачными сервисами, сказал мне: «Я горжусь каждым нашим шагом». Я знаю не понаслышке, о чем он говорит. А еще я знаю, что все это не предвещает ничего хорошего для гольфа в моей жизни, но, честно говоря, меня это не так уж и беспокоит.

Читайте по теме: