3 ошибки McDonald’s | Большие Идеи

? Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

3
ошибки McDonald’s

Возможно, что будущее McDonald’s лежит в еще более глубоком обновлении бренда.

Автор: Стив Нью

3 ошибки McDonald’s

читайте также

Пространство свободы

Евгения Чернозатонская

Пять ошибок мышления, убивающих вашу продуктивность

Элис Бойес

Что делают хорошие лидеры, когда приходят на смену плохим

Эндрю Блам

Самые популярные видео от «HBR — Россия»

Недавно McDonald’s, самый известный и крупный игрок на мировом рынке общепита, попал в жернова (простите за клише) кризиса. Плачевные финансовые результаты привели к отставке его гендиректора и мощной критике в бизнес-прессе. Частично всему виной происхождение продукции: бренды сетей-конкурентов, которые предоставляют услуги быстрого питания более высокого качества (Panera, Chipotle и Shake Shack) и ассоциируются у потребителей со свежестью, здоровьем и экологичностью.

В 2010 году я написал для Harvard Business Review статью «Прозрачная родословная товаров», в которой предсказал рост интереса к прозрачности каналов поставки.

Я советовал фирмам разработать стратегию того, как они будут выяснять и объяснять клиентам, откуда происходит сырье для их продукции. С тех пор идея происхождения изделий медленно, но верно появлялась в корпоративной повестке дня и к настоящему моменту стала обязательным предметом обсуждения на совете директоров и в правительстве разных стран. Например, в Великобритании ведется работа над законопроектом, за образец которого взят «Закон о прозрачности каналов поставки» штата Калифорния, причем, скорее всего, он будет касаться более широкого спектра организаций. В 2013 году вся Европа паниковала, когда в мясных продуктах была обнаружена конина. В целом ряде отраслей — производстве электроники, ПО, игрушек, космических летательных аппаратов — происхождение продукции становится все более важной проблемой.

Проблемы McDonald’s преподают другим компаниям три важных урока по поводу прозрачности каналов поставки.

Прозрачность — это игра надолго; репутационные просчеты быстро не исправишь. Немного есть на свете фирм, которые столкнулись с такими скандалами, как McDonald’s. В девяностые годы пресловутое дело о клевете, опрометчиво начатое корпорацией против маленькой экологической организации, стало одним из самых длинных гражданских дел в истории Великобритании, с гигантским ущербом для репутации всей сети. Фильмы вроде «Super Size Me» и «Fast Food Nation» еще более укрепили всех в мысли о том, что компания рекламирует наплевательское отношение к здоровью, вредит окружающей среде, а еда, которую она продает, по меньшей мере отвратительна.

Читайте материал по теме: «Зеленая» цепочка поставок

Встретившись с данными проблемами, корпорация не сидела сложа руки. Она прислушалась к критике и внесла значительные изменения как в свою бизнес-практику, так и в публичную коммуникацию. Например, в Великобритании официальный правительственный отчет о скандале с кониной («Отчет Эллиота») отмечает McDonald’s как образцовую с точки зрения каналов поставки фирму. В США вышла серия рекламных фильмов в документальном стиле, где знаменитый телеведущий Грант Имахара постарался нарисовать для потребителей четкую и неприукрашенную картину того, откуда приходит сырье для изделий компании и как они изготавливаются. Вам может по-прежнему не нравиться McDonald’s и ее продукция, но нельзя отрицать, что она предприняла серьезные усилия для изменения к лучшему.

Но проблема в том, что плохая репутация — штука прилипчивая и избавиться от нее довольно сложно. Целое поколение циничных представителей среднего класса уже решило, что McDonald’s — запятнавший себя бренд. Что касается каналов поставки, то они не стоят на первом месте в списке приоритетов клиентов, но если с ними что-то не так, то эти сбои и ошибки надолго отпечатываются в памяти потребителя. И когда появляются новые, незапятнанные игроки, подобные Chipotle, покупатель может, находясь во власти своих предубеждений, переметнуться к конкурентам. Урок для других компаний: если у вас проблемы с поставщиками сырья, решайте их быстрее, чем до них доберутся ваши критики.

Глобальная деятельность требует глобальных стандартов качества. Несмотря на прогресс, который McDonald’s достиг на некоторых рынках, его успехи и бизнес-практика в разных странах отличались друг от друга. В прошлом году корпорация (наряду с другими крупными представителями отрасли) стала жертвой скандала по поводу безопасности пищевой продукции в Китае. Это тот случай, когда вся организация оказывается не сильнее, чем ее самое слабое звено. Непривлекательные заголовки китайских и западных СМИ по поводу деятельности компании вопиют к потребителю: «Этим товарищам по-прежнему нельзя доверять». Подобные плохие новости не просто уменьшают положительный эффект от проделанной работы в других частях света. Они снижают доверие к любой деятельности компании. Поэтому фирмам следует быть настороже: прозрачность поставок — это универсальное правило для всех стран.

Читайте материал по теме: Переосмыслить снабжение

Иногда прозрачность приводит к противоречивым последствиям. Вернемся к фильмам с участием Гранта Имахары. «Посмотрите, — говорит ведущий, — это настоящее здоровое мясо!» Имахара поднимает с конвейера внушительные куски мяса, как будто хочет сказать: «Как это аппетитно!» Но даже убежденных мясоедов вроде меня воротит от подобного зрелища. Хорошо, вы убедили меня в том, что это не заменитель, но одновременно вы напомнили мне, что сам процесс подобных работ ужасен. Это один из парадоксов прозрачности: я начинаю верить, что ваш товар безопасен, но мне показали то, что знать не хотелось — противоречие, с которым неизбежно придется бороться компаниям из самых разных отраслей. (Вопрос: как в глазах наивного потребителя выглядит несоответствующая этическим нормам фабрика по производству рубашек? Ответ: отвратительно. Вопрос: а как выглядит фабрика, соответствующая этическим нормам? Ответ: на самом деле все равно довольно-таки отвратительно.)

Возможно, что будущее McDonald’s лежит в еще более глубоком обновлении бренда. Один из ее экспериментальных проектов, The Corner, — это McCafe, которое совершенно не похоже на McDonald’s ни по виду, ни по ощущениям. Но даже в этом случае вопросы, связанные с каналами поставки, никуда не уйдут. Новому гендиректору (он же — почетный приглашенный лектор в Школе бизнеса Сейд при Оксфордском университете, где я преподаю) придется решать как сегодняшние проблемы, так и продолжать двигаться к еще большей прозрачности.

Читайте по теме: