Как обратить критику себе на пользу | Большие Идеи

? Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как обратить критику себе
на пользу

Основная функция критики — помочь вам усовершенствоваться в работе.

Автор: Кэролин О'Хара

Как обратить критику себе на пользу

читайте также

Как управлять дизайн-мыслителями

Кристиан Басон,  Роберт Остин

Три принципа успешного управления проектами

Эрик Найт

Что делать, если ваш друг подводит вас на работе

Лайан Дэви

В поисках идей: мартовский выпуск

От плохого отзыва нелегко оправиться, особенно если вы такого не ожидали. Человек злится, горюет, впадает в растерянность. Как же теперь вернуть уверенность в себе? И как извлечь из критики пользу для себя?

Что говорят эксперты

Порой негативные отзывы вступают в противоречие с собственном нарративом — человек считал себя способным именно в этом деле, состоявшимся профессионалом, а порой этот отзыв лишь подтверждает наши худшие страхи. Но не позволяйте критике выбивать у вас почву из-под ног. «Нет человека, который бы не промахивался, — напоминает Митчелл Маркс, профессор менеджмента Университета штата в Сан-Франциско, президент консалтинговой компании JoiningForces.org. — Все мы люди, и всех нас порой требуется одернуть, поставить лицом к лицу с реальностью».

«Одни лишь прекрасные отзывы означают, что человек не пытается сделать ничего нового», — предупреждает Шейла Хин, автор книги «Thanks for the Feedback: The Science and Art of Receiving Feedback Well». Критика может послужить «сигналом, что вы взялись за трудное дело и растете, напрягая все силы». И все-таки неприятно. Вот несколько советов, которые помогут вам оправиться от негативного отзыва.

Думайте, прежде чем действовать

Возникает соблазн возмутиться, перейти к обороне, особенно если человек привык получать положительные отзывы. «Но важно контролировать эмоции, — напоминает Маркс. — Вы ничего не выиграете, если взорветесь, будете винить во всем систему или того человека, который написал отзыв». Сделайте паузу на несколько дней, переварите информацию. Если нужно, поплачьтесь другу в жилетку, советует Хин (но только не на работе).

Читайте материал по теме: Какие навыки нужны руководителям всех уровней/navyki/p14310/">Какие навыки нужны руководителям всех уровней

Выявите свои слепые пятна

Возможно, в этом отзыве вы себя не узнали. Так бывает: при всех наших благих намерениях видим мы себя несколько иначе, чем другие. «Нам нужны люди, которые помогут нам вглядеться в себя», — говорит Хин. Конечно, утешительно поговорить с другом, найти сочувствие, и все же поищите и таких людей, которые будут с вами откровенны и не станут говорить, что все в отзыве сплошь неправда. «Пообщайтесь с людьми, которые помогут вам извлечь из этой критики урок, а не просто восстановить для себя красивую картинку мира», — советует Хин. Задайте себе вопросы:

  • Есть ли в критике зерно истины?
  • Не доводилось ли вам уже слышать аналогичные замечания?
  • Быть может, вы, сами того не замечая, говорите раздраженным тоном или поспешно отвергаете чужие идеи, хоть вам и кажется, будто вы всему открыты?

«Если, поразмыслив, вы так и не признаете критику верной, обратитесь к коллегам и опять же объясните, что вам нужна правда, а не утешение», — рекомендует Маркс.

Задавайте вопросы

Поостыв, проверьте, все ли вы в отзыве поняли. Возможно, придется обратиться к начальнику с дополнительными вопросами. «Если хоть что-то неясно до конца, спрашивайте», — настаивает Маркс. И следите за тоном, вы же не спорить пришли.

Читайте материал по теме: Как научиться принимать похвалу от начальства и коллег

«Задавайте побольше вопросов», —вторит ему Хин. Если начальник скажет, что вы избегаете риска, спросите: «Не могли бы вы привести в пример случай, когда мне следовало проявить инициативу, но я этого не сделал? Как бы поступили на моем месте вы?» Если по каким-то параметрам ваша команда впереди, но по другим проваливается, уточните, при каких показателях работа будет признана успешной и что нужно для этого сделать. Ясно укажите, что вам нужны конкретные примеры, чтобы понять, как действовать.

Составьте план действий

Основная функция критики — помочь вам усовершенствоваться в работе, а для этого нужен подробный план действий. Могут понадобиться новые навыки или нужно будет пересмотреть приоритеты, по-новому оценить отношения с коллегами. Решите вместе с начальником, какие потребуются перемены. «Месяц или два поэкспериментируете, попробуйте делать некоторые вещи по-другому, — советует Хин. — Затем обратитесь к авторитетным для вас людям с предложением: “Вот, я изменил то-то и то-то, помогите мне разобраться, верное ли я выбрал направление”». Маркс также рекомендует промежуточные встречи с начальником, чтобы сверять, удались ли вам запланированные улучшения. «Попросите своего босса назначить вам встречу через три месяца или полгода, — говорит он. — Так вы сможете привести свою работу в соответствие с ожиданиями коллег».

Готовьтесь к будущей оценке

Какую оценку вы получите, не всегда зависит от вас, но от вас зависит ваша собственная реакция на нее. Считайте это второй оценкой, проставьте себе баллы за реакцию на критику. «Вы получили двойку на экзамене, но можете получить пять за то, как распорядитесь этой информацией, и в конечном счете важно именно это, — говорит Хин. — Этим определяется ваша будущая самооценка». Нацельтесь на будущую оценку, обсудите свои планы с боссом и поймете, что негативный отзыв — отнюдь не конец карьеры.

Охватите перспективу

Взяв паузу для самооценки, вы, возможно, придете к выводу, что неудача вызвана не вашими изъянами, но тем, что вы просто оказались не на своем месте. «Иногда нужна такая неприятность, как негативный отзыв, чтобы человек понял свою несовместимость с данной организацией», — говорит Маркс. И в любом случае, решите ли вы остаться или уйти, пусть критика послужит трамплином для перемен и дальнейшего успеха. «Многие весьма успешные люди пережили на каком-то этапе своей карьеры серьезный провал, но почти все они задним числом вспоминали об этом как о замечательном, изменившем жизнь шансе, — замечает Хин. — Страшновато, конечно, но поверьте: это ваш шанс».

Основные принципы:

Что делать:

  • Задавать вопросы, просить уточнения — это необходимо, чтобы понять, как исправиться.
  • Взять на себя инициативу, разработать план действий.
  • Помнить о ценности критики: это, возможно, ваш трамплин к позитивным переменам.

Читайте материал по теме: Как правильно расшифровывать подтекст в речи

Что не делать:

  • Не злиться и не спорить — будет только хуже.
  • Не ищите лишь сочувствия, вам нужны люди, которые честно скажут всю правду, чтобы вы сумели разобраться с критикой.
  • Не считайте этот отзыв последним словом — гораздо важнее, как вы отреагируете на критику.

Случай №1. Прояснить, чтобы двигаться вперед

Когда Денис Коулмен перешел из финансового отдела на более высокую позицию в быстрорастущей компании — производителе бытовой электроники, у него не было опыта руководства командой. Но компания расширялась по всей Европе, и Дениса направили в новый филиал в Чехию. «По правде говоря, я был абсолютно не готов к такой работе», — признается Денис.

Денис всегда был усердным тружеником, он регулярно сам вызывался на задания. И такой же ответственный подход он применял к своим подчиненным. «Я думал, хороший менеджер — это тот, кто работает допоздна и многое делает сам, — говорит Денис, — и того же требует от команды». В конце года начальник позвал его к себе и, к изумлению Дениса, сообщил, что его работа не соответствует возложенным на него ожиданиям. «Я сперва подумал, что он шутит», — вспоминает Денис.

Справившись с разочарованием и гневом (на это ушло несколько дней), Денис попытался обдумать позицию своего босса. Он не сумел объяснить команде, с чего следует начинать. «Мне любое поручение казалось срочным», — вспоминает он. Не наладилась целенаправленная, сосредоточенная работа. «Я считал часы и задания, — говорит Денис. — А надо было думать о конечных результатах».

Читайте материал по теме: 7 правил успешных рассказчиков

Чтобы убедиться, правильно ли он воспринял критику, Денис неделю спустя обратился к своему боссу и попросил пояснений. «Я сказал: “То-то и то-то я не вполне понял. Пожалуйста, растолкуйте мне все подробно”». Благодаря повторному разговору Денис полностью разобрался, какие цели ставит перед собой компания и что зависит от него и работающей в этом регионе команды. «Я усвоил критику и передал ее уровнем ниже, чтобы отныне в любой работе команда руководствовалась общей стратегией», — поясняет он.

Денис также попросил начальника регулярно проводить с ним такие разборы. В результате он получил больше советов и подсказок, куда двигаться. Затем Денис три года подряд удостаивался звания лучшего сотрудника компании. И этот негативный отзыв имел еще одно последствие: Денис основал и возглавил Work Compass, организацию, предлагающую программное обеспечение, которое позволяет компаниям проводить оценку работы персонала по интернету.

Случай №2. Активно совершенствоваться

Стефани Барнс Тейлор получила работу в отделе контрактов юридической фирмы в Хьюстоне, штат Техас. Молодая женщина не имела опыта составления договоров: «Такой работы я никогда прежде не выполняла».

И тем не менее она оказалась не готова к разносу, который ей учинили по прошествии нескольких месяцев. «Мне ни разу до того не делали замечаний, и я не понимала, насколько все плохо», — вспоминает она. И вообще ее впервые в жизни отругали за проделанную работу. «В университете и в юридической школе я всегда была на высоте, — говорит Стефани. — И такой отзыв стал для меня двойным шоком».

Читайте материал по теме: Менеджмент не профессия, но ему вполне можно научить

Когда же она пережила эту, по ее выражению, «потерю», то твердо решила исправиться. Нашла курсы, где обучали составлению договоров, и записалась на них. Составила план самосовершенствования, охватывавший все ее слабые места, которые выявились благодаря критике, и проконсультировалась с более опытными коллегами в своей компании.

С готовым планом Стефани вернулась к начальнику — она попросила его стать ее ментором. За год ей удалось полностью реализовать этот план и заметно улучшить показатели своей работы. В итоге Стефани перешла в другую компанию и на другую должность, но больше никогда не получала негативных отзывов.

Ныне она возглавляет The Fruition Group, фирму стратегического планирования в городе Оушн-Спрингс, штат Миссисипи. Тот негативный отзыв она считает поворотным пунктом своей карьеры. «Самая суровая критика весьма полезна, ведь она указывает, как тебе исправиться, — рассуждает Стефани. — Не сосредотачиваться на своих недостатках, а использовать эту возможность и усовершенствоваться именно в той области, где без такой критики ты бы навсегда остался посредственностью».

Читайте по теме:/n