читайте также
Определение целевой аудитории — это, безусловно, самая важная задача для бизнеса. Привлечение предсказуемой категории потребителей может позволить новым компаниям занять нишу на рынке с наименьшим риском и максимальной возможностью для успеха. Зарождающийся средний класс в странах с развивающейся экономикой — одна из таких привлекательных категорий.
Почему? Во-первых, тяга этих людей к новым товарам и услугам возрастает по мере улучшения их финансового положения. Потребители, которые не в состоянии купить брендовые марки, тем не менее готовы заплатить дороже за товары и услуги, что доступны им на их рынках. Во-вторых, из-за ограниченности своих финансовых ресурсов они не представляют большого интереса для крупных производителей, нацеленных на получение солидной прибыли для покрытия своих расходов — как постоянных, так и переменных. Следовательно, эта аудитория очень притягательна с точки зрения растущего бизнеса: представители этого класса достаточно платежеспособны и могут стать клиентами любого стартапа, но они бедны для крупных игроков на рынке.
Xiaomi, китайский производитель смартфонов, ворвавшийся на рынок всего 4 года назад, обнаружил эту нишу одним из первых и теперь завоевывает потребителей с ураганной скоростью. Знатоки утверждают, что Xiaоmi — всего лишь китайская пародия на Apple, и эти утверждения не беспочвенны. Бытует мнение, что презентации продуктов Xiaomi слишком уж похожи на аналогичные мероприятия корпорации Apple. Другие замечают значительное сходство между операционными системами Xiaomi (она называется MIUI) и IOS. Более того, продукты Xiaomi считаются лучшими в своем сегменте рынка по техническим характеристикам. Все это может свидетельствовать о том, что Xiaomi может встать в один ряд с ведущими производителями смартфонов в ближайшем будущем.
Читайте материал по теме: Каким образом Apple тянет вперед всю отрасль
Тем не менее, если внимательно взглянуть на бизнес-модель компании Xiaomi, становится очевидно: это совершенно другая модель, имеющая огромный потенциал. Как начинающий игрок Xiaomi, в отличие от Apple, не ориентируется на потребителя сегмента «премиум» из развитых стран. Смартфоны Xiaomi отличаются довольно высоким качеством. Их покупают в основном подростки, поскольку цена на 60% ниже, чем у конкурентов. Хитрая уловка. Как же Xiaomi все это удается?
Чтобы продавать качественные мобильные телефоны по такой низкой цене, каждая модель Xiaomi держится на рынке намного дольше, чем аналогичные модели Apple. В среднем новая версия телефона поступает на рынок каждые 265 дней. В 2009 году этот показатель был выше и составлял 345 дней. К тому же Xiaomi в течение 2 лет не делает обновлений для своей модели. Следовательно, вместо установления высокой цены для покрытия крупных расходов на ультрасовременные компоненты телефона, Xiaomi фиксирует цену на уровне, лишь немного превышающем себестоимость модели. Поскольку за два года стоимость компонентов падает более чем на 90%, Xiaomi получает значительную прибыль, практически сохраняя цену на неизменном уровне. Таким образом, схема получения прибыли в случае с Xiaomi значительно отличается от той, что мы видим у Apple, которая зарабатывает преимущественно на реализации новых моделей телефона (вспомним очереди у магазинов за несколько дней до начала продаж). Всякий раз Apple запускает на рынок новинку, когда продажи предыдущей модели достигают определенных показателей, приемлемых для корпорации.
Читайте материал по теме: Как устроена компания Alibaba
Только представьте, насколько проще было бы получать доход от резко падающей стоимости на компоненты для телефона, чем от постоянных разработок для него новых функций и примочек (которые рано или поздно в любом случае устареют). Становится очевидным незавидное будущее любой модели смартфона, сколько бы «инноваций» в него ни втискивали и насколько тонким он бы ни был.
Вдумайтесь, ведь разработчики бюджетных смартфонов могут запросто скопировать у своих конкурентов любую, даже продуманную до мельчайших деталей модель. Чтобы это предотвратить, Xiaomi решил креативно подойти к этому вопросу и изобрел, как было справедливо отмечено, нечто похожее на продукцию загадочной корпорации Apple. Фактически продажа телефонов идет по умеренной, но при этом вполне конкурентной на рынке подобных товаров цене. Это похоже на то, как промоутеры продают билеты на концерт рок-группы. Потенциальный покупатель может заранее зарегистрироваться для приобретения продукции на сайте онлайн-ритейлера Flipkart. Перед стартом продаж покупателю рекомендуется оставаться онлайн в течение минимум двух часов. И только первые 20 тысяч счастливчиков получают возможность приобрести заветный смартфон. Природа человека такова, что в таких условиях он хочет приобрести телефон еще сильнее.
Читайте материал по теме: 5 советов по внедрению инноваций от Samsung
Немного осталось Xiaomi до достижения своей цели — реализовать 60 миллионов смартфонов в 2014 году, построив бизнес-модель, готовую к экспансии уже на мировой рынок. А далее классический сценарий: крупнейшие производители смартфонов вяло отреагировали на появление нового участника в лице Xiaomi, поскольку подобная ценовая политика не позволит бизнесу быть прибыльным. И даже теперь, когда Xiaomi стал реальным конкурентом для мощных корпораций, лидеры отрасли по-прежнему спокойны, запуская на рынок упрощенные версии уже зарекомендовавших себя гаджетов, как, например, это делает Apple в случае с iPhone 5c. Правда, потребитель не воспринимает такой ход. А вот появление новой модели, такой как iPhone 6, встречают радостными воплями, хотя и заканчивается такое торжественное пришествие, как правило, снятием с производства и заменой на очередную модель.
Бизнес-модель Xiaomi во многом уникальна и явно демонстрирует крупнейшим производителям смартфонов серьезный продукт, который станет для них крепким орешком. Покоряя рынок развивающихся стран, Xiaomi ориентируется на растущий средний класс и приемлемую для такого потребителя ценовую нишу, тем самым защищая себя от более продвинутых конкурентов. И скорее раньше, чем позже, Xiaomi станет серьезным конкурентом, который сможет подорвать индустрию смартфонов.
Читайте по теме: