Кредо корпоративного фольклориста | Большие Идеи

? Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Кредо
корпоративного фольклориста

Такие компании, как Mars, Boeing и Esri, сумели включить фольклор в свою культуру: они приучили сотрудников фиксировать и рассказывать собственные истории.

Автор: Патти Санчес

Кредо корпоративного фольклориста

читайте также

Перейти на светлую сторону

Виджей Говиндараджан,  Индра Нуйи

Почему менеджеры не слушают своих сотрудников

Виджайя Венкатарамани,  Субра Тангирала,  Элад Шерф

Будьте оптимистом, но не дураком

Хайди Грант

«Это не то, что мы хотели»

Мария Григорьева

В основе прочного бренда и корпоративной культуры лежат общие для сотрудников мифы и сюжеты. Желательно иметь хранителя корпоративного фольклора, который через сюжеты и артефакты сообщает всем о целях и ценностях компании. Но поскольку это сравнительно новая функция, фольклористу понадобится собственный свод правил, чтобы гарантировать эффективную работу.

Врачи дают клятву Гиппократа, у журналистов имеется кодекс чести, военные приносят присягу. В детстве я четко исполняла устав девочек-скаутов и должна была продать чуть ли не тонну мятной жвачки (причем не собственному отцу, а чужим людям), чтобы заслужить очередной значок.

Каким должно быть кредо корпоративного фольклориста? Вот несколько принципов, почерпнутых из маркетинговых исследований, социальных наук и отработанных практик сложения сюжетов. Этими же правилами я руководствуюсь в работе.

Задавайте вопросы. В любой ситуации прячется некий сюжет, и обязанность корпоративного архивариуса заключается в том, чтобы извлечь занимательную историю. Задавайте вашим собеседникам (руководителям, рядовым сотрудникам, клиентам, партнерам компании) вопросы, подразумевающие развернутый ответ. Самые простые из них вроде «С чего началась для вас работа в компании?» или «Расскажите, как вы в первый раз попробовали реализовать тот или иной проект» помогают быть более искренними. Нужно также выявить истину, скрытый в сюжете смысл: какие пути эти люди испробовали, какие потерпели неудачи, прежде чем нашли верное решение? Из каких источников черпали отвагу и упорство? Как это повлияло на формирование их ценностей. Используйте волшебное заклинание «расскажите мне об этом поподробнее» и следуйте за этой нитью, пока клубок не размотается.

Доверяй, но проверяй. Рассказчики нередко преувеличивают (в моей семье это давно замечено). Конечно, приукрашивание и драматизация оживляют сюжет. Но корпоративный хранитель фольклора призван не роман писать, а сохранять историческую достоверность, а потому фактология для него не менее важна, чем занимательность. Нужно вычленить в каждом сюжете «кто, что, где, когда, почему и как», проверить показания из разных источников (рассказ очевидцев, мнения со стороны, государственные архивы и т. д.) и выстроить последовательный рассказ. Например, когда мы с коллегами составляли корпоративный сюжет для компании, занимающейся медицинскими исследованиями, мы выслушали для начала анекдоты научного отдела и продажников о том, как разработки их компании используются в различных медицинских учреждениях страны. Но эти рассказы мы дополнили отзывами клиентов, а также сообщениями в новостях о вспышках той болезни, которую разработки этой фирмы помогают пресечь.

Читайте материал по теме: От корпоративной культуры не свободны и стартапы

Рассказывать правду полностью. В каждой истории есть множество сторон, и фольклорист должен честно отразить их все. Только история, рассказанная с разных точек зрения, является полной и правдоподобной. Как же поступить, если какой-то сюжет окажется нелестным для конкретного человека или какой-то продукции компании, или даже для всей организации целиком? Нужно рассказать и эту историю, ведь в ней может скрываться полезный урок. Например, в сюжет о запуске нового продукта следует включить и упоминание о неудачных прототипах, сорванных сроках, жалобах клиентов, о том, как порой опережали конкуренты. Благодаря таким урокам команда сплачивается, а продукт совершенствуется. Уроки прошлого помогут в следующий раз избежать неверных решений и вместе с тем убеждают, что руководство способно справляться с трудными ситуациями.

История должна быть интересной. Фольклор компании содержит много полезной информации, но она плохо воспринимается в скучной оболочке, потому-то так важно искусство рассказчика. Люди, склонные к аналитическому мышлению, с трудом переходят на язык оживленного повествования, но фольклорист поможет им достичь нужного состояния духа и выстроить драматическую историю, если постарается выведать конкретные детали важного для них поворотного момента. Несколько лет назад я общалась с университетским преподавателем, и тот принялся рассказывать мне — сухо, логично и скучно, устраняя всякий намек на конфликт, — о том, как ему удалось радикально изменить программу обучения. Он упомянул, что для начала обсудил свои идеи с первокурсниками (те были в восторге) и со штатными преподавателями (те были резко против) за обедом, вернее, за несколькими обедами, причем споры становились все ожесточеннее. Я поняла, что эти споры за трапезой и были кульминацией эмоционально заряженной истории: студенты-идеалисты вступили в борьбу против консервативных преподавателей ради будущего образования. И я придала его рассказу классическую трехактную структуру: симпатичный герой преодолевает препятствия и выходит из борьбы преображенным. Так, сохраняя факты, удается выстроить увлекательное повествование.

Читайте материал по теме: Как построить «легкую на ногу» корпоративную культуру

Делитесь фольклором. Фольклор не сводится к контенту, это корпоративное сознание. Рассказы о миссии и ценностях компании, о ее успехах и провалах запечатлевают душу вашей организации и характер ее сотрудников. Нельзя сводить эту повесть к бессодержательным банальностям, изложенным на корпоративном жаргоне. Учите руководителей и сотрудников рассказывать о ценностях компании эмоционально и личностно. Такие компании, как Mars, Boeing и Esri, сумели включить фольклор в свою культуру: они приучили сотрудников фиксировать и рассказывать собственные истории. Nike сделала еще больше: записала истории, отражающие кредо компании, на видео. Мы поручаем специальной команде напоминать на общем собрании о ситуациях, в которых проявились те или иные коренные ценности нашей фирмы.

Фольклор принимает различные формы, но сам фольклорист должен строго придерживаться правил. «Великая власть — великая ответственность», как говорил Вольтер, а вслед за ним дядюшка Человека-паука Бен. Пора нам научиться ответственно пользоваться своей властью.

Читайте по теме: