8 этапов отношений с брендом | Большие Идеи

? Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

8 этапов отношений
с брендом

Не можем мы относиться к товарам так же, как к людям. Но во многих отношениях мы именно так и поступаем.

Автор: Тим Халлоран

8 этапов отношений с брендом

читайте также

Без учебы нет карьеры

Борис Щербаков

Опыт ничему не учит

Сойер Эмре,  Хогарт Робин

Чтобы переговоры были успешными, не забудьте пожать друг другу руки

Франческа Джино

Цена социальной ответственности

Тенси Уилан,  Элиз Дуглас

«Я действительно отношусь к Diet Coke как к своему парню».

Услышав эту фразу, наблюдающие за фокус-группой смеялись так сильно, что звуки доносились до участников исследования, несмотря на разделявшую их зеркальную стену. Неужели эта девушка и правда относится к Diet Coke как к своему молодому человеку?

Обязательства, близость, надежность... Конечно же, она испытывает все это не по отношению к банке Diet Coke. Просто этот бренд стал для нее чем-то вроде постоянного спутника, веселого и поддерживающего ее во всем партнера.

В свое время я думал, что это звучит просто абсурдно. Не можем мы относиться к товарам так же, как к людям. Но с тех пор я понял, что во многих отношениях мы именно так и поступаем. И многочисленные исследования только подтверждают этот факт. Мы не просто покупаем продукцию того или иного бренда. Мы начинаем крутить с этим брендом настоящий роман.

Любые отношения проходят несколько естественных стадий — от первого свидания до расставания. На каком этапе отношений с вашим брендом сейчас находится покупатель? Давайте попробуем кратко проанализировать каждый этап.

Изучите свой бренд. Ведь именно с него начинаются отношения с покупателем. Если вы плохо понимаете, что отличает вас от других компаний на рынке и чем вы лучше других, то как вы вообще можете ожидать, что это поймет сам покупатель? Ваша продукция должна четко заявлять о своих преимуществах, чтобы выстроить личную связь с потребителем. Именно эта эмоциональная связь и формирует базу для долгосрочных отношений покупателя с брендом.

Определите, что представляет собой ваш покупатель. У каждой торговой марки и у каждого бренда есть свой идеальный покупатель, который считает, что тот или иной продукт создан именно для него. Задача маркетологов состоит в том, чтобы найти этого идеального покупателя и его потребности, а затем связать свои товары с его запросами. Например, разработчики бренда пива Dos Equis определили, что ее основной покупатель — мужчина, любящий веселиться в шумных компаниях. Ее представители специально провели несколько вечеров в барах и клубах. Они выяснили, что больше всего их завсегдатаи боятся прослыть скучными. Так родилась рекламная кампания «The Most Interesting Man in the World». Она произвела такую сенсацию, что даже была спародирована в популярной телепередаче Saturday Night Live и стала своеобразным интернет-мемом. Результат — трансформация Dos Equis из регионального бренда в национальный.

Сделайте вашу первую встречу незабываемой. Именно первая встреча покупателя с брендом определяет, есть ли у отношений будущее или же это так и останется просто знакомством. Поэтому важно установить связь, которая станет особенной и запоминающейся. Когда предпринимательница Джейни Хоффман запустила бренд Mamma Chia (специальный напиток, сделанный из семян смоквы), она понимала, что ей придется объяснить покупателям, что это такое. Поэтому в качестве платформы для рекламы своей продукции она выбрала сеть магазинов здоровой еды Whole Foods, где она при личной встрече рассказала потребителям о пользе семян смоквы. В результате сайт BevNet, посвященный индустрии напитков, назвал ее Человеком 2012 года за создание «принципиально нового типа полезных напитков».

Пусть покупатель также рекламирует ваш бренд. Людям часто хочется рассказать о своих счастливых отношениях всему миру. С романом между покупателем и брендом все обстоит точно так же. На этом этапе нужно определить тех потребителей, к которым прислушиваются. Наша цель — завоевать их, а уже они в свою очередь распространят информацию о нашей торговой марке или бренде дальше. Часто передача личного опыта использования продукции той или иной торговой марки работает лучше пассивной рекламы или вирусного маркетинга в социальных сетях.

Придайте глубину вашим отношениям. На этом этапе ваша связь с покупателем уже настолько сильна, что ему кажется, будто ваш бренд придуман специально для него. Это кульминационная точка в отношениях между покупателем и брендом. Бренд очаровывает потребителя, а тот отвечает ему взаимностью и верностью. Появление специальных сообществ вроде почитателей Диснея или любителей мотоциклов Харлей Дэвидсон доказывает, насколько глубокими могут быть отношения потребителей и брендов.

Поддерживайте любовь покупателя к вашему бренду. Любые зрелые отношения в какой-то момент рискуют превратиться в рутинные. Поэтому необходимо поддерживать изначальную искру с помощью новинок и разнообразных новостей. Бренду Apple уже почти 40 лет, и тем не менее он воспринимается как молодой и современный. Почему так происходит? Да потому, что Apple не стоит на месте и постоянно придумывает что-то новое. А в промежутках между разработкой новых товаров они выпускают приложения, созданные независимыми программистами.

Придумывайте способы «мириться». Подобно обычным романам, отношения брендов и покупателей проходят и через ссоры. Недовольство может накапливаться со временем, а может выплеснуться разом. Поэтому очень важна ответная реакция со стороны бренда. Ведь это либо поможет оживить отношения с покупателем, либо их уничтожить. Когда компания Cheerios приняла решение прекратить использование ГМО в своей продукции, она не только вернула себе ушедших потребителей, но и улучшила отношение к себе уже имеющихся.

Или просто расставайтесь. Романы приходят к концу. Можно пересмотреть свой бренд и постараться привлечь к нему новую группу покупателей или же можно прекратить его существование и постараться извлечь уроки. Компания Coca-Cola решила снять с производства убыточную газировку New Coke, но использовала полученный опыт при запуске нового продукта — Coke Zero. Вместо того чтобы заменить уже существующий бренд Diet Coke, она просто предложила покупателю два напитка, не содержащих сахара.

Все перечисленное и позволяет девушке, которая относится к Diet Coke как к своему молодому человеку, оставаться такой счастливой.

Читайте по теме: