Почему нас разочаровывают любимые компании | Большие Идеи

? Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему нас разочаровывают
любимые компании

Компании больше склонны к ухаживанию, чем к долгосрочным отношениям.

Автор: Сэм Форд

Почему нас разочаровывают любимые компании

читайте также

«Не сейчас»: четыре совета, которые помогут спасти ваше время

Элизабет Грейс Сондерс

Ферран Адриа

Силвер Сара,  Элисон Биард

«В авторитарных государствах экономические соображения уходят на задний план»

Евгения Чернозатонская

Как научиться доверять искусственному интеллекту

Мария Григорьева

Компании больше склонны к ухаживанию, чем к долгосрочным отношениям.

Роман с Lowe’s завязался у меня без малого четыре года назад. Мы были знакомы и раньше — я обращал внимание на этот хозяйственный магазин, когда заходил в соседний продуктовый. Однажды даже заскочил купить редкую разновидность электрической лампочки.

А потом я обзавелся собственным домом.

И завертелось. Вскоре я уже и недели не обходился без Lowe’s, то краны покупал, то краску, то какие-нибудь хозтовары. На любую мою проблему у Lowe’s имелся готовый ответ. Год спустя я почувствовал, что в наших отношениях настала пора следующего этапа: нужно было строить забор вокруг участка.

Магазин отнесся к моим надобностям с полным участием. Продавцы угадывали мои желания и были готовы помочь. Представитель Lowe’s даже приехал ко мне домой днем в воскресенье, и мы подписал контракт. Явились рабочие и установили забор. Компания обещала отвечать на любые вопросы, если таковые у меня появятся. «Когда что-то будет беспокоить, сразу звоните нам», — бодро сказали ребята из Lowe’s и уехали.

Примерно через год мне пришлось воспользоваться этим предложением: калитку заело, она плохо открывалась. На этот раз ко мне не примчались так быстро, как прежде, но я не обиделся. В конце концов, им же нужно обслуживать и других клиентов. Через несколько дней человек из Lowe’s приехал и осмотрел поломку.

Мне повезло. Гарантийный срок не закончился, ремонт за счет продавца. Очень хорошо.

Мы составили протокол, договор, еще какие-то бумаги. И потянулись недели.

Каждый раз, с трудом выбираясь через эту калитку, я вспоминал про Lowe’s, но уговаривал себя: вот-вот они позвонят. Но когда недели сложились в месяцы, я не выдержал и позвонил сам. Мне ответили: компания больше не торгует доводчиками для калиток от этого изготовителя, но они решают вопрос, как договориться с этим бывшим поставщиком. Еще несколько месяцев. Я опять позвонил. Они заказали доводчик, но поставщик отказал. Они будут настаивать, ведь по гарантии поставщик обязан заменить неисправную деталь. Как только вопрос решится, мне сообщат.

Прошло еще сколько-то месяцев. И еще сколько-то звонков. Наконец, деталь прибыла, назначили день, когда придет мастер-ремонтник. Мастер пришел — и обнаружил, что петли тоже отваливаются и аккумулятор сел. Не беда, все починят.

И опять недели и месяцы. Снова я звонил, но трубку не брали. Я оставлял сообщения для начальника отдела. Не перезванивали. Наконец, мне удалось поговорить с управляющим магазина. Он посулил разобраться. И все равно никто не перезвонил.

Я уже готов был сдаться, но тут наступил прорыв. Передо мной извинились: дело затянулось, потому что петли сняты с производства. Я согласен на любые, ответил я, даже другого цвета. Мне пообещали заменить петли в ближайшие дни.

Дни. Недели. Месяцы. Снова звоню. Управляющего нет на месте. Еду в магазин. В магазине все удивляются: «Как, до сих пор не исправили?» Ведут меня на склад и показывают, какие петли имеются в наличии. Мастер придет на этой же неделе, говорят мне. Я перезвонил на следующий день — и магазин подтвердил, что я у них первый в списке.

В прошлом месяце незаметно миновала первая годовщина сломанной калитки. Из Lowe’s не звонили. Наверное, их можно было бы заставить починить мою калитку — если взять несколько отгулов, повести правильную осаду магазина и дождаться, чтобы меня выслушали и ко мне приехали. Но хочу ли я превращаться в «того назойливого типа»?

Моя личная история — примета общей проблемы, с которой все чаще сталкиваются компании: они разучились поддерживать отношения. Взять мой случай: продавец был на высоте. И те рабочие, которые ставили забор, и мастер, который его чинил, все приветливы и профессиональны. Вроде бы и начальник отдела хотел мне помочь. Целая команда работала на совесть, а в результате я остался со сломанной калиткой. Как же так?

  • Общение с клиентом не является приоритетом. Никто в этой команде не числит основной своей функцией обратную связь. Даже когда они в поте лица решали мою проблему, никто не считал нужным извещать меня о ходе дела. Возможно, они действительно старались помочь — но я этого не знал и не видел.
  • Инфраструктура подстраивается под компанию, а не под клиента. Компанию интересует лишь тот контакт с потребителем, который тут же приносит прибыль. Забор мне ставил отдел «продаж под ключ». Когда с моими проблемами меня адресовали туда же, в «продажи под ключ», я сразу заподозрил, что попаду отнюдь не в список приоритетов.
  • Успех измеряется объемом продаж. То есть, как я догадываюсь, результаты деятельности отдела «продаж под ключ» в Lowe’s оцениваются (и вознаграждаются) по — ясное дело, объему продаж. И неудивительно, что до моих жалоб у них руки не доходили: слишком много работы, продавать да устанавливать.
  • Для компании сделка — итог работы, а для клиента зачастую — лишь один из этапов в отношениях с компанией. Большинство компаний ставят себе целью подвести клиента к покупке, а там хоть трава не расти. В покупателе не видят живого человека и не пытаются закрепить с ним отношения. А ведь если бы Lowe’s так меня не обидела, наши отношения продолжали бы развиваться и я бы обращался в эту компанию при каждом ремонте.

Общение с клиентом на всех этапах, сервис и поддержка — вот основа прочных отношений. На такое отношение благодарные клиенты откликнутся наилучшими рекомендациями. Компании зачастую недооценивают, как сказывается на жизни клиента и на репутации самой компании неумение строить отношения. Лишь когда дальнейшее обслуживание клиента, сделавшего дорогую покупку, станет столь же важной задачей, как сама сделка, компании вернут себе лояльность клиента, о которой столько рассуждают, но ради которой так мало делают.

Читайте по теме: