Денежный вопрос: что думают пользователи об инфлюенсерах | Большие Идеи

? Цифровой маркетинг
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Денежный вопрос: что думают пользователи
об инфлюенсерах

Нужно ли инфлюенсерам сообщать своей аудитории о том, что им платят

Авторы: Элис Одрезе , Карин Шарри

Денежный вопрос: что думают пользователи об инфлюенсерах
Juli?n Gentilezza / Unsplash

читайте также

Ваша команда работает ради отчетов или результатов?

Рон Ашкеназ

Самая загадочная работа XXI века

Яэль Гартен

Почему гендиректорами все чаще становятся внутренние кандидаты

Джозеф Бауэр

Путешествие будет приятным

Юлия Фуколова

В 2018 году 19% всех потребителей США — в том числе 36% потребителей моложе 25 лет — купили продукт или услугу, потому что ее порекомендовал инфлюенсер в социальных сетях. Неудивительно, что компании США приняли эту информацию к сведению: в 2018 году 75% из них использовали продвижение через лидеров мнений, а 92% опрошенных менеджеров по маркетингу заявили, что верят в его эффективность.

Федеральная торговая комиссия тоже приняла к сведению эти данные. Обеспокоенная тем, что взаимодействиями между физическими лицами станут управлять коммерческие интересы, в 2017 году комиссия выпустила «руководство по рекламе» и предложила компаниям и инфлюенсерам раскрывать отношения с брендами с помощью хэштега #ad или упоминания о «платном партнерстве» в заметном месте.

Многие компании выразили несогласие и попросили не раскрывать отношения с ними. Нетрудно понять, почему: весь смысл рынка инфлюенсеров традиционно сводится к тому, что публика считает их нейтральными. Компании опасаются, что доверие, которое вызывает «сарафанное радио» в интернете, будет подорвано в случае раскрытия информации о сотрудничестве.

Наше исследование, опирающееся на опросы, проведенные в период с 2015 по 2018 годы, демонстрирует, что эти опасения беспочвенны.

Прежде всего, хотя раскрытие информации и оказывало небольшое, но значимое влияние на отношение потребителей к брендам в 2017 году сразу после выпуска рекомендаций Федеральной торговой комиссии, сегодня подобного влияния не наблюдается. Вероятность того, что бренд будет рассматриваться в положительном ключе по рекомендации влиятельного блогера, остается приблизительно на одинаковом уровне независимо от того, раскрыл он отношения с брендом или нет.

Данные опроса о доверии к инфлюенсерам повторяют эти результаты. Раскрытие информации о спонсорстве в незначительной степени отрицательно влияло на реакцию потребителей на инфлюенсеров в 2017 году, но год спустя разница стала даже меньше.

Самые интересные результаты относятся к намерениям совершить покупку. Мы обнаружили, что в любом году из тех, которые затронуло исследование, влияние рекомендаций инфлюенсера на решение о покупке практически не зависело от раскрытия информации. Также выяснилось, что важность рекомендаций инфлюенсеров устойчиво росла с 2015 по 2018 год, и увеличение частоты раскрытия информации в 2017 году не сказалось на этом росте.

В опросах, проводившихся в 2015, 2017 и 2018 году раскрытие информации брендами об отношениях с инфлюенсерами не влияло на намерение совершить покупку статистически значимым образом.

Раскрытие информации о сотрудничестве может даже усиливать влияние инфлюенсеров на решения о покупках. В конце 2018 года 88% опрошенных потребителей считали, что в целом инфлюенсеры рекомендуют бренды, потому что им за это платят, то есть люди по умолчанию уверены, что бренды спонсируют лидеров мнений, раскрывают они эту информацию или нет. В данном контексте раскрытие играет положительную роль: искушенные потребители ценят прозрачность и искренность инфлюенсеров, добровольно раскрывающих информацию о сотрудничестве.

Другие специалисты по работе с инфлюенсерами считают, что раскрытие информации является признаком профессионализма. По мнению специалиста по инфлюенс-маркетингу Стефана Бизуа из Ogilvy Social Media Lab, инфлюенсеры считают формальные отношения с брендом доказательством их компетенции и способности давать советы потребителям. Этим можно объяснить, почему некоторые блогеры заявляют, что у них есть спонсоры, хотя на самом деле это не так.

Эти результаты предполагают, что стратегии онлайн-маркетинга должны опираться на долгосрочные отношения с инфлюенсерами. Благодаря такому подходу бренд-менеджеры могут тщательно отобрать ограниченное число инфлюенсеров для тесного взаимодействия с брендом и онлайн-коммуникаций.

Об авторах

Элис Одрезе (Alice Audrezet) — профессор Высшего института управления, Париж, Франция.

Карин Шарри (Karine Charry) — профессор Лувенской школы менеджмента, Бельгия.