Всегда ли нужно предлагать оптовые скидки? | Большие Идеи

? Продажи
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Всегда ли нужно предлагать
оптовые скидки?

Разрабатывая ценовую политику для разных компаний, я заметил, что почти все менеджеры руководствуются принципом: «Чем больше купишь, тем ниже розничная цена». «Почему?» — спрашиваю я и каждый раз слышу в ответ: «Так мы поощряем своих покупателей». Верно — хорошую сделку стоит скрепить каким-нибудь символическим жестом. Но ведь есть намного более дешевые способы.

Автор: Рафи Мохаммед

читайте также

В России не хватает грамотных управленцев

Ванхонакер Вилфрид

Что делать, если ваш начальник «тряпка»

Рон Каруччи

Деликатное предложение

Адам Фармер,  Кристиан Барни,  Кэрол Эсмарк Джонс

Как выработать эмоциональный иммунитет

Шон Ачор

Недавно я зашел в магазин для гурманов купить все, что требуется для моего фирменного блюда — ребрышек по-корейски. Намечалось барбекю. Сперва мясник обрадовался крупному — я брал больше 30 фунтов (13,6 кг) — заказу, но приуныл, когда я попросил нарезать мясо тонкими ломтиками от ребра. Провозившись двадцать минут под мои настойчивые призывы резать тоньше, продавец красиво упаковал мясо и вручил мне пакет. И тут любопытства ради я поинтересовался, не причитается ли мне оптовая скидка. Мясник, не задумываясь, срезал расценки с восьми долларов за фунт до шести. Клиент во мне остался доволен — я сэкономил $60, — но будучи консультантом по ценам я призадумался: понимает ли этот продавец, что, поспешно предложив мне дисконт, он лишил магазин значительной доли операционной прибыли?

Разрабатывая ценовую политику для разных компаний, я заметил, что почти все менеджеры руководствуются принципом: «Чем больше купишь, тем ниже розничная цена». «Почему?» — спрашиваю я и каждый раз слышу в ответ: «Так мы поощряем своих покупателей». Верно — хорошую сделку стоит скрепить каким-нибудь символическим жестом. Но ведь есть намного более дешевые способы. Например, вручите клиенту заполненную от руки открытку. И, кстати говоря, не каждый клиент радуется скидке, так что и для компании не всегда имеет смысл идти на такие жертвы. С другой стороны, менеджеры часто ссылаются на ожидания покупателя: дескать, покупая большие партии, клиент рассчитывает выгадать, и разочаровывать его нельзя. Но с какой стати вы позволяете клиентам управлять ценовой политикой вашей компании?

Дисконт оправдан в одном из четырех случаев:

Когда действует закон убывающей полезности. Основной принцип микроэкономики гласит: «Чем больше конкретный человек потребит определенного продукта за данный отрезок времени, тем меньше он его ценит». Киоски с напитками и буфеты кинотеатров рассчитывают, что за первые 0,33 литра холодной газировки жаждущий клиент готов платить намного больше, чем за следующие 0,33, и потому, чтобы соблазнить покупателей, значительно снижают соотношение цена/объем для больших порций. В итоге клиент ломает себе голову, стоит ли доплачивать 75 центов за двойной объем.

Когда нужно обойти конкурента. Если ближайший конкурент предоставляет скидки на крупные покупки и вы считаете, что без аналогичных уступок потеряете клиентов, — ничего не поделаешь, срезайте цены.

Когда нужно удержать за собой клиентов. В остроконкурентных сегментах рынка дисконт помогает сохранить клиентов и отвадить конкурентов. Особенно когда на рынке появляется новичок, старые игроки, снизив цены, удерживают свою долю рынка и мешают чужаку влиться.

Когда компания предпочитает крупный заказ множеству мелких. В США аптеки часто предлагают продать со скидкой годовой запас вашего обычного лекарства, чтобы вы не обращались к ним с рецептом ежемесячно. Для аптеки это выгодно, поскольку не приходится каждый раз заполнять бланки заказа и платить комиссионные за каждую новую пачку с лекарством.

И хотя на первый взгляд это кажется парадоксальным, однако существуют способы повышать цены на большие объемы, если большой объем почему-либо придает товару дополнительную привлекательность. Например, в Штатах полуторалитровые бутылки шампанского порой продаются более чем за двойную цену по сравнению с обычными (0,75 литра). Почему? Потому что появиться на вечеринке с «магнумом», а не просто с двумя бутылками — шикарнее, то есть покупатель видит в этой бутылке дополнительную ценность. Даже старые номера журналов можно продать дороже, предложив специальную упаковку, редкие выпуски, каталог. И хотя разумные причины для скидок, конечно же, имеются, большинство компаний предлагают скидки слишком часто и непродуманно.

В следующий раз, когда сами вознамеритесь сделать такую уступку, задайте себе вопрос: «А надо ли?». Вернемся к той сцене в магазине для гурманов: я ведь уже заказал 30 фунтов ребрышек и заранее скидку не оговаривал. То был классический пример совершенно лишней скидки — мясник без всякой надобности урезал доходы своей компании.