Чему американской электронной коммерции стоит поучиться у своих иностранных подражател Amir-abbas Abdolaliей? | Большие Идеи

? Продажи
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Чему американской электронной коммерции стоит поучиться у своих иностранных подражател
Amir-abbas Abdolaliей?

Для многих лучшим путем для продвижения на рынке могут стать местные компании-подражатели.

Автор: Кен Калхун

Чему американской электронной коммерции стоит поучиться у своих иностранных подражател Amir-abbas Abdolaliей?
Amir-abbas Abdolali / Unsplash

читайте также

Онлайновое обслуживание эффективно, но дорого

Деннис Кэмпбел,  Фрэнсис Фрей

Как правильно рассчитывать производительность труда

Роджер Мартин

Какие дискуссии нужны вашей компании

Майкл Шрейдж

Избегая серых коридоров

Борис Щербаков

Рассматривая электронную коммерцию в разных странах, я заметил один очень интересный тренд. Каждый новый рынок имеет компанию, пытающуюся имитировать Amazon: с интернет-сайтом, который выглядит, функционирует и торгует в стиле знаменитого виртуального ритейлера. Если считать, что имитация — величайшая форма лести, то компании Amazon впору покраснеть от стеснения.

В Индии есть Flipkart, в России — Ozon, а в Тайланде, Индонезии и других странах Юго-Восточной Азии — Lazada. Во всех этих странах, за исключением Индии, сам Amazon не имеет местного присутствия. Да и в Индии его деятельность сильно лимитирована, за счет ограничений прямых иностранных инвестиций.

Можно представить, насколько Amazon, строитель чрезвычайно успешного интернет-бизнеса в США, устал от того, что все пытаются его обокрасть. Я по собственному опыту знаю, каково это.

В «нулевых» мы в компании eBay проходили через такую же ситуацию. Было очень обидно, когда — достаточно быстро — к нам пришло понимание, что мы не успеваем открывать местные филиалы и формировать команды в таком темпе, чтобы опережать иностранных имитаторов. Нам не удавалось сохранять преимущество первого хода. Но замедление движения означало потерю рынков, а следовательно, нам пришлось бы пробиваться обратно, значительно увеличивая затраты.

Но преимущество первого хода — это примитивная ловушка глобальной стратегии. Она основывается на идее, что бизнес-модель может быть запросто транспортирована из одной страны в другую. В некоторых случаях, это действительно так. Компания eBay уже на раннем этапе расцвела на англоязычных рынках, таких как Великобритания, Канада и Австралия.

Компания Amazon и сегодня сохраняет сильное присутствие в ряде стран, включая США, Германию и Японию. Но в какой-то момент импортеры американской модели электронной коммерции на иностранные рынки сталкиваются с серьезными препятствиями. В таких странах, как Индия, Россия, и Индонезия, — даже при значительном подъеме числа потребителей среднего класса, эволюция электронной коммерции отнюдь не так очевидна.

Онлайн-продавцы на этих развивающихся рынках сегодня сталкиваются с рядом фундаментальных проблем, среди которых одной из важнейших является доверие. Малое распространение кредитных карт и страх быть обманутым делают электронные платежи, столь привычные в Америке, периферийным способом оплаты во многих странах. Целых 80% платежей, получаемых крупнейшим в России онлайн-магазином Ozon, составляет «оплата наличными при доставке». В дополнение к этому, государственные почтовые системы в Индии и России традиционно лишены доверия, ненадежны и медленны. Сеть логистики сторонних компаний — сложна и работает крайне нестабильно. Значит ли это, что вы должны построить собственную инфраструктуру логистики, как сделали Flipkart и Ozon, чтобы эффективно обслуживать своих клиентов? Насколько вы можете положиться на партнеров в том, что они смогут соответствовать более высоким стандартам?

К тому же, тот факт, что эти рынки только нарождаются, ставит дополнительные ограничения, включая суровую реальность низкой покупательной способности: ВВП на душу населения в Индии составляет $3 900, а в Индонезии — $5 000 (в сравнении с американским показателем $49 800). Доступ к телефону и беспроводному интернету в этих странах тоже весьма ограничен. Местная телефония в своем развитии пропустила стадию локальных сетей и переходит напрямую на мобильную связь, а это означает, что вэб-сайт должен быть адаптирован соответствующим образом, так как крайне важно ориентироваться на значимый сегмент мобильных покупателей.

Учитывая низкую покупательную способность населения, малое распространение кредитных карт и плохо развитые системы доставки, можно без труда понять, что подход к электронной коммерции на развивающихся рынках должен быть иным, чем в США. Необходим некий гибридный подход — который бы взял хорошие элементы из американской модели и адаптировал их для нужд местных потребителей.

Компании, базирующиеся в США, могут выбирать между двумя вариантами развития такого гибрида. Первый — это сделать все самим: привезти подготовленную дома бизнес-модель, возможно, включая даже американских работников, и понять, как приспособить их к местной ситуации. В странах, похожих на домашний рынок компании, это может неплохо сработать. Но в странах со значительными рыночными и культурными отличиями, вариант «сделай сам» зачастую заканчивается провалом.

Альтернативный вариант — обратить свой взгляд на местные компании, которые пытаются решить ту же проблему, но смотрят на нее с другого ракурса. Эти предприниматели исходят из местного контекста потребительских нужд и моделей поведения. Они смотрят на проверенные временем американские бизнес-модели, и берут оттуда то, что лучше всего подходит для их собственной страны.

Это как раз те так называемые имитаторы, вроде подражателей компании Amazon, о которых я говорил выше. Работа подражателей имеет немалую ценность. Они не просто заимствуют чужие бизнес-модели, но модифицируют их, придавая им потенциал, ведущий к успеху. Они находят ту пропорцию местного и глобального, которая будет работать в их стране. Чаще всего они делают на удивление эффективно, и они делают это, привлекая внешний капитал.

Ozon — ведущая российская компания в области электронной коммерции — лучший тому пример. Компания не стесняясь использует все лучшее, что она видит в бизнесе других стран. От Zappos они взяли идею помещать номер телефона на каждой странице (это помогает завоевать доверие покупателя) и посылать работников на трехдневную практику в телефонный центр и службу поддержки (чтобы те лучше понимали, что волнует клиентов). С другой стороны, в России трудно преодолеть нежелание потребителей использовать кредитные карты и справиться с препятствием в виде отвратительной логистики. Ozon предложил покупателям опцию оплаты наличными при доставке — метод оплаты, который не так легко имплементировать, — и построил собственную платформу доставки O-Courier, который, как считает Ozon, и есть ключевой дифференциатор их компании. Позднее Ozon начал заниматься другими категориями продуктов, такими как путешествия на сайте Ozon.travel. В 2011 году компании Ozon удалось привлечь 100 миллионов долларов от консорциума инвесторов, включая гиганта японской электронной коммерции Rakuten, чтобы продолжать строительство инфраструктуры и расширять бизнес за счет развития новых категорий товаров и услуг.

Как только подражатель достигает успеха, имитируемая им американская компания может попытаться максимально быстро перекупить его бизнес, включая ноу-хау и команды работников. Например, компании eBay удалось быстро достичь лидирующих позиций в своем рыночном сегменте, сделав подобные приобретения в Германии (Alando в 1999-ом году), в большой части континентальной Европы (iBazar в 2001-ом году), в Южной Корее (Internet Auction Co., также в 2001-ом), и в Индии (Bazee в 2004-ом).

После этих приобретений eBay немедленно присоединил местный бизнес, включая пользователей, к своей платформе глобальной торговли. Компания пыталась работать в двух направлениях. С одной стороны, они хотели сохранить ключевые элементы местных сайтов — от интерфейса до приемов менеджмента. С другой стороны, eBay хотел воспользоваться преимуществами своего присутствия на глобальном рынке и своей международной базы данных: каждые две недели на сайтах всех стран запускался новый функционал, и, что особенно важно, информация о товарах местных продавцов доходила до покупателей со всего мира.

Перекупив местные компании-подражатели, eBay приобрел знания и навыки, необходимые для оперирования на местном рынке и удовлетворения местных запросов. Другим игрокам на глобальном рынке было нелегко превзойти такие результаты. В то же время, eBay предоставил развивающимся рынкам свои системные возможности и доступ к потребителям всего мира. В этом, в свою очередь, с ними невозможно было соревноваться местным игрокам. Для каждого рынка они разработали специфический гибридный подход, с результатами которого, на тот момент, было крайне трудно конкурировать.

Компании, стремящиеся распространить и упрочить свое влияние за океаном, в частности предложить рынкам собственные продукты, с которыми будет трудно конкурировать, — могут пойти разными путями. Необходимо лишь помнить, что в условиях международного рынка адаптировать американские продукты для местного потребителя в каждой конкретной стране может быть очень непросто. Поэтому для многих лучшим путем для продвижения на рынке могут стать местные компании-подражатели.