Лучший совет в моей жизни | Большие Идеи

? Продажи

Лучший совет в
моей жизни

Потребитель видит продукт совсем иначе

Автор: Рябый Илья

Лучший совет в моей жизни

читайте также

Новая миссия: зачем производитель обуви TOMS начал продавать кофе

Блейк Майкоски

Как рынок погубил Twitter

Джастин Фокс

Почему мы не умеем правильно спорить

Андрей Шаронов

Почему цифровая трансформация вашего бизнеса не удалась

Джон Закман,  Дэвид Хэй,  Лванга Йонке,  Томас Редман

По российским меркам я занимаюсь карточками очень давно — с 1991 года. Естественно, в какой-то момент появилось ощущение, что я опытный специалист, знающий рынок и продукт сверху донизу, изнутри и снаружи. Тот факт, что до кризиса 1998 года банки в России совершенно не умели и не хотели продавать свои услуги, продолжая оставаться по сути советскими сберкассами, только утверждал

меня в этой самооценке. В общем, мне казалось, что уж про что — про что, а про карточки я знаю все.

В 1999 году я на какой-то банковской конференции абсолютно случайно познакомился с Рустамом Тарико (основателем банка «Русский стандарт» — прим. ред.). Разговор у нас задался — мы долго обсуждали с ним тему кредитных карт, их перспектив в России, мировой опыт. Помню, я, сев на своего конька, стал описывать идеальный с моей точки зрения продукт: какие сервисы должен предлагать банк, какой должна быть клиентская поддержка и т.д. Тарико долго и внимательно меня слушал, а потом спросил: «А как ты его собираешься продавать? Каким будет спрос?» Я сначала даже не понял вопроса — что значит, «как продавать?», это же нужный и умный продукт! Потом мы как-то перескочили

на другую тему, стали обсуждать что-то еще. Но тот вопрос я запомнил.

Поиск ответа на него постепенно изменил мое представление о рынке. Я сделал ряд выводов и до сих пор время от времени делаю новые. Действительно, совершенно не факт, что тот продукт, который я как специалист считаю идеальным, потребитель воспринимает так же, как я. Возможно, для него идеал выглядит совсем иначе. Жизнь это только подтверждала. Вскоре после разговора с Тарико я специально, впервые в своей жизни, решил поприсутствовать на фокус-группе, где тестировали мою карточку. Причем на «правильных людях»: едва увидев их за стеклом, я сразу понял, что это те, кого мне хотелось бы заполучить в клиенты. А потом я стал свидетелем того, как эти люди в пух и прах разнесли мою концепцию, высказав мысли, которые демонстрировали восприятие, сильно отличающееся от моего. Наверное, в тот момент я окончательно осознал, что не смогу навязать потребителю свои представления, потому что вижу ситуацию под совершенно иным углом.

Скажу больше, вопреки общему мнению, сконструировать нечто — это даже не полдела, а гораздо меньше. Самое главное — создать вещь, которая понадобится какому-то конкретному человеку, будет ему нужна. Если соответствующего понимания нет в голове у изобретателя, любая, даже самая светлая идея, обречена на провал. И таких примеров миллион. Именно поэтому везде, где я работал после того случая, любой проект всегда начинался с вдумчивого и долгого исследования рынка.

(записал Дмитрий Фалалеев)