Запас карман не тянет | Большие Идеи

? Продажи
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Запас карман
не тянет

Авторы: Макголдрик Питер , Бартон Питер

читайте также

Какими будут организации будущего?

Юлия Баяндина

Платите больше: как и для чего нужно повышать заработную плату сотрудникам

Зейнеп Тон

Компаниям нужен софт «для людей»

Йон Колко

Привлекайте студентов

Лоранж Питер,  Харрисон Сигвальд

Какой смысл пополнять запас товаров на полках магазинов, если его нет на самых главных полках — в холодильниках, кладовых и домашних аптечках? Цепочка поставок заканчивается на прилавке, только если клиент потребляет продукт сразу после покупки. На деле же, когда большинство товаров оказываются за пределами магазина, они попадают в разорванную цепочку поставок, управляемую (как правило, плохо) потребителем, в доме которого часто нет самого необходимого.

Наше исследование показывает, что в среднем у семьи нет запаса примерно 10% продуктов, которые она обычно использует. К концу цикла закупок (например, незадолго до еженедельного похода в магазин) ситуация еще хуже. По нашим оценкам, только в Великобритании производители потребительских товаров теряют $9 млрд в год из-за того, что покупатели не умеют обеспечивать себя нужными запасами.

Больше всего эта проблема затрагивает поставщиков товаров, которые хотя бы отчасти рассчитывают на спонтанные покупки, а не только на плановые или регулярные. Мы пришли к выводу, что семьи в целом следят за запасами основных продуктов питания, к примеру молока: меньше чем у 2% потребителей оно заканчивается неожиданно. Напротив, 20% семей, которые обычно покупают впрок пиво, в какой-то момент вдруг не находят его в холодильнике. У 18% семей в нужное время не оказалось газированных напитков, а у 14% — любимых чипсов или орешков. Между тем исследования говорят о том, что если домашние запасы малы, люди чаще «экономят», то есть подавляют желание выпить последнюю бутылку «колы» или пива. Хуже того, когда запас кончается, покупатель начинает думать, а не попробовать ли чего-нибудь новенького, и этим сводит на нет все усилия производителя и ритейлеров, старающихся повысить лояльность потребителей.

Как добиться того, чтобы домашние шкафы и холодильники всегда были забиты? Во-первых, наличие товара в домах покупателей должно стать той стратегической целью, которая определит маркетинг, ценообразование, упаковку и распространение продукта.

Во-вторых, нужно работать с ключевыми партнерами. У розничных магазинов есть механизмы, которые помогают потребителю контролировать и поддерживать запасы; к тому же продавцы — союзники производителей. К примеру, в своем «Магазине будущего» (Рейнберг, Германия) крупнейший ритейлер Metro предоставляет каждому клиенту «личного помощника по закупкам» — небольшой ноутбук, который крепится к тележке. Вы вставляете в него свою личную карточку, и он приветствует вас по имени. Он помнит все покупки, сделанные вами в Metro, позволяет сканировать штрих-коды выбранных товаров и сообщает о скидках.

В-третьих, следует использовать возможности электронной торговли. Обычно покупатель решает, чего и сколько купить, прямо в магазине, то есть вдали от места, где товар будет храниться и потребляться; в лучшем случае у него перед глазами список покупок, чаще всего неполный. А вот крупнейший в мире интернет-продавец Tesco.com сам создает для клиента список покупок и формирует спецпредложения, исходя из его предыдущих заказов.

В-четвертых, смотрите в будущее. Радиочастотные метки RFID становятся все более доступными, и вскоре можно будет получать данные о продуктах, находящихся в доме потребителя.

В одной из экспериментальных моделей холодильника компании Electrolux вмонтирован сканер, позволяющий владельцу отслеживать расход продуктов. В другой — веб-камера: находясь в магазине, человек может посмотреть, что у него лежит в холодильнике.

Дом будущего оснастят «умными» корзинами для мусора, которые будут автоматически заказывать продукты или напоминать хозяину о необходимости пополнить запас товара, снабженного RFID-меткой. Эта технология уже используется в переработке материалов. А уже совсем скоро простые сканеры штрих-кодов (например, Kitchen Companion, выпускаемый компанией IntelliScanner) позволят потребителю считывать и записывать коды товаров, которые он собирается приобрести еще раз.

Так где же находится конец цепочки поставок? Намного ближе к дому, чем вы могли подумать. Если включить в эту цепочку домашние запасы, выгоду получат не только маркетологи, дистрибуторы, аналитики и разработчики технологий, но и в первую очередь сами потребители.