читайте также
С тех пор как мы впервые услышали о компаниях Zipcar и Netflix (первая сдает автомобили в аренду членам своего «клуба», вторая предоставляет услуги интерактивного видеопроката и продает потоковое видео), прошло больше десяти лет, но предложенная ими модель до сих пор успешно развивается. Эта модель, которую мы назвали совместным потреблением (она включает в себя системы организованного коллективного пользования, бартера, кредитования, аренды, безвозмездной передачи и натурального обмена) изменила экономику и культуру потребления. Она снимает с людей часть бремени собственности, и к тому же снижает нагрузку на окружающую среду. Все говорит о том, что это многообещающая альтернатива традиционным формам владения и приобретения.
Проанализировав тысячи примеров систем совместного потребления, мы разбили их на три основные группы.
Продукция напрокат.
Вместо того чтобы продавать свой продукт, компании дают им пользоваться. Частные владельцы могут давать принадлежащую им вещь напрокат. Эта модель завоевывает все большую популярность у людей, предпочитающих не «владеть», а «пользоваться».
Перераспределение.
Товары перемещаются оттуда, где потребность в них исчезла, в места, где она еще есть. Иногда товар отдают бесплатно, например, через сервисы Freecycle или Kashless, иногда меняют (скажем, на ThredUP и SwapTree), а иногда продают (eBay). Перераспределение может внести огромный вклад в дело сохранения природных ресурсов и окружающей среды.
Коллаборативный стиль жизни.
Люди со схожими потребностями и интересами объединяются. Обычно это происходит в рамках тесного сообщества или территории: люди совместно пользуются рабочими местами, садовыми участками или парковкой.
Совместное потребление — не экзотика нишевого рынка и не слабый отголосок рецессии. Это мощное социально-экономическое явление, которое изменит бизнес и поможет людям иначе удовлетворять свои потребности.