Как страх и отвращение влияют на поведение покупателей в 2020 году | Большие Идеи

? Продажи
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как страх и отвращение влияют на поведение покупателей в
2020 году

Почему в пандемию лучше продаются не новинки, а то, что хорошо знакомо

Авторы: Челси Галони , Грегори Карпентер , Хаягрива Рао

Как страх и отвращение влияют на поведение покупателей в 2020 году
RocioEgio

читайте также

Шесть признаков успешной цифровой трансформации

Жак Бугин,  Танги Кэтлин

Путь реформ. Опыт Home Depot по изменению корпоративной культуры

Рам Чаран

Безоговорочное исполнение

О’Брайен Луиза,  Стюарт Томас

Гнев — плохои? советчик

Лернер Дженнифер,  Шонк Кэтрин

В мае этого года генеральный директор Unilever предсказывал, что во время пандемии COVID-19 потребители перейдут на более здоровую пищу. В то же время генеральный директор McDonald’s уверяет, что люди вернутся в бигмакам и другим привычным предпочтениям.

Конечно, они не могут быть правы одновременно.

Или все же могут?

Продажи органических и здоровых продуктов питания действительно растут, равно как и продажи печенья и соленых закусок. После долгих лет борьбы за озабоченных здоровьем потребителей в последние несколько месяцев продажи таких известных брендов, как Oreo и Doritos, выросли до небывалых высот. Макавто, в свою очередь, тоже переживает бум.

Так что же происходит?

С точки зрения эволюционной психологии все просто: люди запрограммированы на сильную эмоциональную реакцию в ответ на появление заразной болезни, и эта реакция удивительным образом сказывается на потребительском поведении. Недавно проведенное нами крупномасштабное исследование с лабораторными экспериментами подтверждает, что одновременный всплеск продаж бигмаков и салатов из кейла является логичным выражением двух ключевых эмоций, испытываемых потребителями во время пандемии: отвращения и страха.

Мы стремимся избегать болезней

Предыдущее исследование показало, что признаки заразной болезни вызывают чувство отвращения: мы инстинктивно отдаляемся от чихнувшего в переполненном вагоне поезда и избегаем на улице сильно кашляющих людей.

Но дело не только в отторжении. Риск заражения провоцирует еще и страх и чувство потери контроля, что подталкивает нас выбирать привычное и избегать неизвестного.

Чтобы лучше понять связь между болезнями, эмоциями и покупательским поведением, мы провели два больших эмпирических анализа с использованием данных Центра по контролю и профилактике заболеваний (CDC), Google Flu Trends и Nielsen, а также организовали четыре лабораторных эксперимента для изучения того, как наличие болезни влияет на эмоциональное состояние человека и его покупательские паттерны в четырех товарных категориях: бумажные полотенца, фастфуд, супы и батарейки. В рамках экспериментов мы сначала предлагали участникам прочитать информацию либо о заразной болезни (гриппе), либо о незаразном заболевании (сердечной недостаточности), а затем изучали их предпочтения в отношении знакомых и неизвестных продуктов.

Страх и отвращение влияют на наше покупательское поведение

Результаты подтвердили нашу гипотезу: мысли о заразности болезни усиливали страх и отвращение и в ответ на эти эмоции участники пытались восстановить чувство контроля, выбирая знакомые бренды, которым они доверяли. Даже не осознавая этого, люди делали все возможное, чтобы взять под контроль хаотический мир, и это распространялось в том числе и на их решения в отношении еды.

В частности, эмпирический анализ показал, что люди в принципе покупали больше продуктов, участвовавших в исследовании, когда болезнь распространялась на их район, однако продуктов знакомых брендов они покупали в разы больше, чем других. Эти результаты помогают объяснить недавно установившиеся тенденции покупательской активности.

Может показаться, что стремительный рост продаж органических продуктов идет вразрез с длинными очередями в Макавто, однако наше исследование говорит о том, что эти две, казалось бы, несовместимые тенденции на самом деле являются отражением одного и того же эмоционального состояния: перед лицом заразной болезни, вызывающей страх и отвращение, потребители обращаются к более привычным вариантам (будь то здоровая еда или фастфуд).

Наши результаты показывают, что потребители все чаще отдают предпочтение знакомым брендам в различных товарных категориях даже в тех случаях, когда рациональных причин отказываться от незнакомых вариантов нет. Например, во время пандемии люди в целом запасались супами, однако продажи более известных брендов (вроде Campbell’s) были несопоставимо выше остальных. Также наш анализ показал, что сейчас люди с большей вероятностью положат в продуктовую корзину традиционные Oreo, чем то же печенье с новым вкусом. В условиях постоянного страха покупка новых Oreo воспринимается потребителями как слишком большой риск, на который они идти не готовы.

Маркетологам на заметку

О чем говорят эти тенденции с точки зрения маркетинга?

Во-первых, несмотря на то что инновации — это, как правило, хорошо, сейчас, вероятно, не лучшее время для творчества на рынке потребительских товаров. Даже если вам очень хочется прорекламировать новейший вкус картофельных чипсов или мороженого, в нынешних обстоятельствах лучше немного подождать, когда потребители перестанут так сильно бояться.

Что касается продуктовой стратегии, результаты нашего исследования говорят о важности сфокусированности. Рестораны и производители продуктов питания могут сталкиваться с ограничением производственных мощностей из-за требований социального дистанцирования, однако у этих ограничений есть и положительный эффект: они вынуждают организации сосредоточиться на продуктах, которые потребители ценят больше других. Вместо того чтобы инвестировать в новые продуктовые линейки и стратегии продаж, наиболее успешные компании сосредоточили ресурсы на традиционных бестселлерах, чтобы удовлетворить растущий спрос на привычные продукты. Например, вернувшись к ограниченному меню бестселлеров, McDonald’s остановил спад продаж, наметившийся в 2013 году, и с марта его акции растут быстрее, чем S&P 500.

В обычное время потребители часто принимают решение о покупке, руководствуясь практическими соображениями вроде полезности продукта, его ценностью и стоимостью. Однако когда потребители боятся и чувствуют себя неуверенно, практические соображения часто вытесняются эмоциональными реакциями. В частности, страх и отвращение, вызванные заразной болезнью, часто приводят к тому, что естественное стремление людей к знакомому и предсказуемому становится чрезмерным: бигмаки переживают всплеск популярности, а печенье Oreo улетает с полок со скоростью звука даже несмотря на рост продаж органических продуктов питания. Понимание того, как эмоции влияют на выбор покупателей, является ключом к разработке эффективной стратегии маркетинга и продаж как во время пандемии, так и после нее.

Об авторах

Челси Галони (Chelsea Galoni) — доцент, преподаватель маркетинга в Бизнес-колледже при Университете Айовы, получила докторскую степень в Школе менеджмента им. Дж. Келлога при Северо-Западном университете.

Грегори Карпентер (Gregory S. Carpenter) — профессор Школы менеджмента им. Келлога при Северо-Западном университете, соавтор книги «Resurgence: The Four Stages of Market-Focused Reinvention», сооснователь ежегодного Саммита по лидерству в маркетинге (Marketing Leadership Summit).

Хаягрива Рао (Hayagreeva Rao) — бывший преподаватель Школы менеджмента им. Дж. Келлога, профессор по организационному поведению и управлению кадрами в Высшей школе бизнеса при Стэнфордском университете. Соавтор книги «Scaling up Excellence» и содиректор Стэнфордского проекта по разработке организационных изменений.