Три приема, которые помогут продавать по более высокой цене | Большие Идеи

? Продажи
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Три приема, которые помогут продавать по более
высокой цене

Как увеличить продажи более качественных и дорогих товаров

Авторы: Дэвид Дж. Хардисти , Томас Аллард , Дейл Гриффин

Три приема, которые помогут продавать по более высокой цене
Poh Kim Yeoh/Getty Images

читайте также

Игра в равенство: почему женщины по-прежнему на шаг позади

Любовь Травкина

Как расшевелить мозг

Джеффри Даер,  Кайл Нел,  Натан Ферр

Четыре способа оживить скучные совещания

Редакция «Больших идей»

Против толерантности

Елена Евграфова

Как маркетологам побудить клиентов выбирать нужные самим же клиентам более качественные продукты и услуги? По аналогии с маленькими хитростями-лайфхаками, помогающими нам в повседневной жизни, мы предлагаем три ценовых приема, которые позволят смягчить «шоковый эффект» ценника для клиента и повысить воспринимаемую ценность предложения. Зная эти нехитрые методы, ритейлеры смогут наиболее эффективно подтолкнуть покупателя к приобретению более качественных и дорогостоящих вариантов товара.

Прием первый. Обозначьте более высокую цену через сумму доплаты за улучшенные опции

Вместо того чтобы предлагать стандартный вариант «за $200» и более высококачественную альтернативу «за $250», акцентируйте внимание на разнице в цене и предложите улучшенные опции «за дополнительные $50». Мы проследили в недавних исследованиях, как покупатели воспринимают соотношение цена-качество. Выяснилось, что если делать упор на сумму доплаты за дополнительные возможности, а не на полную стоимость альтернатив (в данном случае предложение улучшенной версии за $250), покупатели скорее примут вариант с доплатой, с большей вероятностью приобретут продукт с более высокой стоимостью и будут менее склонны считать, что покупка обошлась им слишком дорого. Мы убедились в этом, представив клиентам на выбор базовую подписку на The New York Times «стоимостью $9,99/мес. за онлайн-версию и публикации в мобильном приложении» и расширенный вариант «стоимостью $16,99/мес. за онлайн, мобильный и печатный вариант, подкасты и кроссворды». 23% выбрали улучшенный пакет. Тем не менее, когда тот же пакет был предложен с формулировкой «за дополнительные $7,00/мес.», желающих его приобрести оказалось вдвое больше (47%). Более того, при таком («разностном») формате цены в восприятии подписчиков предложение выглядело менее дорогостоящим.

Есть некоторые данные о том, что опытные продавцы знают эту ценовую тактику, но лишь немногие компании используют этот несложный метод. Важно подчеркнуть, что указание цены через сумму доплаты за улучшенное предложение не вводит покупателя в заблуждение, вся информация о товаре ему предъявлена, в то же время за счет переноса акцентов при принятии решения о покупке такой метод помогает повысить воспринимаемую ценность более дорогостоящей альтернативы. Кроме того, она оценивается покупателем как относительно менее дорогая, хотя в момент оплаты он в курсе полной стоимости.

Важная оговорка: не стоит путать тактику повышающей надбавки с тактикой «капельного» накручивания цены (drip-pricing), при котором составляющие стоимости продукта и дополнительные тарифы скрыты от клиента до тех пор, пока он не заключит сделку. Даже если в краткосрочной перспективе такой подход помогает увеличить продажи, недавние исследования показали, что в долгосрочном периоде он может подрывать удовлетворенность клиентов и рентабельность.

Прием второй. Пересчитайте неосязаемые затраты в стоимостном эквиваленте

Потребителям сложно оценить многие качественные и экологические характеристики продуктов. Если новая посудомоечная машина потребляет за один цикл на 20 кВт*ч меньше электроэнергии, что это дает потребителю? Можно пересчитать неосязаемые издержки в значимые для потребителя величины — например, в долларовые расходы. Это позволит покупателю переоценить общую стоимость владения активом в понятном измерении. Например, указав стоимость потребляемой прибором энергии за 10 лет, можно повысить вероятность приобретения энергоэффективных моделей, даже если первоначально они обойдутся дороже по сравнению с более простыми аналогами. Как показало одно из исследований, покупатели в розничном магазине выбирали более дорогие энергоэффективные лампочки вместо обычных при стандартном оформлении ценника только в 12% случаев, а при наличии информации о стоимости потребляемой электроэнергии за 10 лет — в 48% случаев. Важно отметить, что данные об энергопотреблении были пересчитаны в денежном эквиваленте (этикетки с киловатт-часами заметного действия не возымели), кроме того, более эффективны расчеты для увеличенного временного интервала — например, за период в десять лет, а не исходя из годового объема потребления. Этот метод работает и для других видов приобретаемых в собственность товаров: при выборе чернил для принтера или при сопоставлении стоимости покупки и эксплуатации электромобиля, кондиционера или солнечных панелей.

Прием третий. Предлагайте дополнительные скидки в правильном порядке

Идет ли речь о специальных предложениях или широко применяемых повсеместно промо-кодах, скидки — неизменный излюбленный инструмент маркетологов для привлечения внимания экономных покупателей. Дополнительные скидки предлагаются покупателю последовательно и суммируются — например, «20% за первую покупку» в дополнение к «15% скидки выходного дня». Исследования показывают, что несколько последовательных скидок более эффективны, чем одна общая. Например, 10% плюс дополнительные 40% — более действенный вариант, чем скидка в 50%, несмотря на то что в последнем случае получается больший выигрыш в цене.

Более того, последовательное применение нескольких скидок от меньшей к большей (то есть 10% плюс еще 40%) будет эффективнее, чем их предоставление в обратном порядке (то есть 40% скидки и еще 10%). Такой асимметричный эффект возникает потому, что первая названная скидка задает для покупателя некий стандарт, и размер второй оценивается относительно этой планки (40% звучит внушительнее в сравнении с 10%, а 10% в сравнении с 40% — величина несущественная). Тактика дополнительных скидок, по всей видимости, более эффективна в традиционных магазинах, чем в онлайн-сегменте, потому что при покупке в интернете общая сумма скидки отображается до того, как принимается решение о покупке, и это ослабляет эффект. Мы чаще сталкиваемся с практикой дополнительных скидок в компаниях, работающих в Азии, а на Западе такое применяется нечасто — мы полагаем, для западных ритейлеров здесь есть немало неосвоенных возможностей.

Покупатели прилагают много усилий и пытаются лавировать в поисках минимальной цены и максимальной пользы, поэтому форматы ценообразования и их влияние на решение о покупке приобретают все большее значение. Тем не менее ритейлерам стоит выбирать ценовые тактики с расчетом на долгосрочную перспективу. Оперативное увеличение продаж стоит соотносить с другими показателями прибыли, например, уровнем удовлетворенности клиентов и нормой возврата — так можно обеспечить устойчивость бизнеса в долгосрочном периоде. Итак, мы рассмотрели три ценовых приема, которые помогут повысить для потребителя полезный эффект от приобретения товара через стратегическое переориентирование покупательского выбора в пользу более дорогостоящих, но при этом более высококачественных товаров, а в перспективе — более высокой удовлетворенности потребителя. 

Об авторах

Дэвид Дж. Хардисти (David J. Hardisty) — доцент Школы бизнеса Саудера в Университете Британской Колумбии.

Томас Аллард (Thomas Allard) — доцент, преподаватель маркетинга в Наньянском технологическом университете в Сингапуре.

Дейл Гриффин (Dale Griffin) — преподаватель отделения маркетинга и поведенческой науки Школы бизнеса Саудера в Университете Британской Колумбии.