Три правила маркетинга, которые устарели | Большие Идеи

? Маркетинговая стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Три правила маркетинга,
которые устарели

Несмотря на интернет и социальные сети, считается, что брендинг, покупательская лояльность и позиционирование до сих пор играют важнейшие роли в продвижении товаров и услуг.

Авторы: Эммануэль Розен , Итамар Симонсон

Три правила маркетинга, которые устарели

читайте также

Сканворд для лидера

Мясоедов Сергей

Станьте смелым: как делать то, чего боитесь вы и не только вы

Питер Брегман

Спасти экономику от экономистов

Коуз Рональд

Меняя стратегию, меняйте культуру. Выбора нет!

Ньюэл Мэттсон

Среди маркетологов очень популярно мнение, что бренд играет чуть ли не основную роль в принятии покупателем решения о покупке того или иного товара. Однако технологический прогресс в последнее время сильно изменил положение дел. Приведем два примера. Малоизвестный бренд Roku 3 захватил существенную долю рынка цифровых телевизионных ресиверов. И есть сведения, что и покупателям планшетов (не считая iPad) на самом деле все равно, кто является изготовителем. Давайте попробуем объяснить эту перемену и понять, как она может повлиять на три основных постулата маркетинга: бренд, покупательскую лояльность и позиционирование.

Бренд. В прошлом покупатели не могли непосредственно проверить качество товаров. Поэтому они пользовались промежуточными показателями. Одним из таких показателей являлся бренд. Но когда потребители могут сами оценить качество товара — с помощью отзывов других покупателей или клиентов, экспертной оценки, мнения знакомых из социальных сетей, этот параметр теряет актуальность. И вооружившись всеми этими знаниями, пользователи уже не так боятся незнакомых брендов вроде Roku. (У модели Roku 3 более 4660 отзывов на Amazon.com и рейтинг 4.5.) То же произошло и с планшетами. Покупатели стали чаще приобретать товары менее раскрученных фирм — таких, как Acer или Asus. И, конечно, это не ограничивается областью электроники. То же самое происходит при покупке автомобилей и книг, при бронировании номеров в гостиницах и столиках в ресторанах — в любых сферах товаров и услуг. Новичкам теперь становится проще пробиться на рынок. Правда, они должны понимать, что также быстро они могут и обанкротиться.

Лояльность покупателей. Раньше потребители по большей части доверяли своему личному опыту взаимодействие с продукцией той или иной компании. В 1990-е годы покупатель мыслил так: «Мой старый ноутбук Toshiba неплохо работал, наверное, и этот новый также будет работать хорошо». Поскольку альтернативных источников информации было мало, имело смысл оставаться верным одному и тому же производителю, будь то Toshiba, Sony или Dell. Однако сегодня, когда информация общедоступна, это условие стало необязательным. Многие маркетологи все еще верят в силу покупательской лояльности бренду и в прибыльность увеличения числа «преданных покупателей». Но все больше потребителей считают свои взаимоотношения с той или иной компанией «открытым браком». Преданность чему-то одному уже не играет покупателю на руку так, как раньше. Неужели брендам и покупательской лояльности пришел конец? Конечно, нет. И яркий тому пример — Apple. Компания остается лидером продаж в области планшетов и цифровых телевизионных ресиверов. Хотя, возможно, своим успехом она обязана высокому качеству своей продукции. Но тем не менее тенденция налицо: власть брендов уменьшается, а сила покупательской лояльности ослабевает.

Позиционирование. Это еще один постулат, который теряет свою актуальность. Но, несмотря на это, многие маркетологи до сих пор верят в то, что можно повлиять на восприятие товара, чуточку изменив его подачу. Идея состоит в том, что нужно найти нишу и побыстрее ее оккупировать. Например, в автомобильной индустрии Volvo означает безопасность, а Toyota — надежность. Но когда покупатели принимают решение на основе экспертных и пользовательских оценок, позиционирование товара уже не играет такой значимой роли. Просто потому, что интернет-пользователи выделяют разные черты того или иного товара, а не какую-то одну, выбранную самой компанией для рекламы. В последнее время несколько новых смартфонов позиционировались как «Фейсбук-телефоны». Но те, кто писали на них отзывы (а в результате и покупатели), оценивали все качества этих телефонов (в том числе встроенную камеру, размер, дисплей), а не отдельно то, как телефон работает с фейсбук*ом. Маркетологи сэкономили бы кучу денег, если бы бросили все эти бесплодные попытки позиционирования.

Когда покупатели получили доступ к информации о товарах, они перестали ориентироваться на раскрученные бренды или свой прошлый опыт. И ситуация сильно изменялась. Но в маркетинге до сих пор используются старые идеи. Несмотря на интернет и социальные сети, считается, что брендинг, покупательская лояльность и позиционирование до сих пор играют важнейшие роли в продвижении товаров и услуг. Пришло время серьезно пересмотреть эти давно потерявшие актуальность постулаты.

Читайте по теме:

* принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена