Маркетинговая сила популярных блогеров | Большие Идеи

? Маркетинговая стратегия

Маркетинговая сила
популярных блогеров

Кто такие инфлюэнсеры и как они влияют на аудиторию

Маркетинговая сила популярных блогеров
Kasia Derenda / Unsplash

читайте также

Свежий Harvard Business Review Россия: самое интересное

Как реанимировать науку

Чепуренко Александр

Кризис глобального лидерства

Умар Хак

История об Эрнесте Резерфорде

Бережным Андреем Ringer Ralf компании директором генеральным рассказанная

Недавно вышедший «Словарь актуальной лексики…» определяет инфлюэнсера как «блогера, пользователя социальных сетей, потенциально способного повлиять на мнения и поведение целевой аудитории того или иного рекламодателя, сотрудничающего с рекламодателями и производителями какой-либо продукции с целью ее продвижения». В условиях тотального проникновения мобильного интернета реклама через влиятельных блогеров стоит меньше, а посыл бренда доносит эффективнее и прибыли приносит зачастую больше, чем традиционные инструменты. Если знаменитости просто фотографируются с товаром, то инфлюэнсеры общаются с аудиторией, вовлекая людей в активное взаимодействие с брендом. Их кажущаяся доступность и близость располагают к ним потребителей (особенно недоверчивых миллениалов) и подстегивают продажи.  

В последнее время, однако, масс-медиа захлестнул поток новостей об инфлюэнсерах, которые сумели заработать на продаже сомнительных услуг огромные деньги и при этом не заплатили налоги. В связи с этим многие стали задаваться вопросами: в чем уникальность этого типа современных авторитетов, какие механизмы воздействия позволяют им наживать капиталы и почему столько людей доверяет им?

Десять струн, на которых играют инфлюэнсеры

1. Экспертность

Как правило, первичное доверие к блогеру возникает при виде его знаний и опыта в той или иной сфере. Людям свойственно находить себе авторитетов — человеку, который стал в нашем восприятии «тем, кто разбирается», придется очень постараться, чтобы утратить репутацию знатока.

2. Иллюзия контроля

Если традиционная реклама воздействует на нас без нашего на то согласия и этим зачастую вызывает раздражение, то на инфлюэнсеров мы подписываемся по доброй воле, мы их выбираем. Это удовлетворяет еще одну человеческую потребность: активно строить свою жизнь, ощущать контроль. И пусть мы уже не можем без своих блогеров — мы каждый раз сами открываем их страничку, а значит, свободны в поступках и владеем ситуацией.

3. Постоянный контакт

Чем чаще мы видим человека, тем больше привыкаем к нему и тем естественнее кажется его воздействие на нашу жизнь. Подписавшись на новости от инфлюэнсера, люди со временем впитывают его взгляды и предпочтения, а его рекомендации начинают казаться само собой разумеющимися. И вот он уже ролевая модель — и мы перенимаем его стиль жизни.

4. Личностный подход

Инфлюэнсер представляется нам открытым и искренним. Он делится интимными подробностями своей жизни, закидывает нас фотографиями, рассказывает о родственниках и питомцах, признается в ошибках, извиняется, плачет и смеется. Он живо реагирует на наши сообщения, отвечает на вопросы, кажется своим, почти лучшим другом. А мы склонны доверять мнению друзей — и поэтому выбираем товары или услуги, которые советует или одобряет инфлюэнсер, покупаем у него курсы и марафоны, без лишних раздумий скидываемся, если ему нужна помощь.

5. Средство от информационной перегрузки

Нам все труднее разобраться в обилии льющейся отовсюду информации. Как понять, что действительно важно? Каким сведениям можно доверять, а какие стоит отбросить? Мы инстинктивно ждем совета от друга или от эксперта. А ведь инфлюэнсер уже стал для нас и тем, и другим. Мы благодарны ему за то, что он помогает нам сориентироваться в море непонятных данных и рассказывает, как надо и как не надо думать и поступать.

6. Эффект взаимности

Помните маркетинговый прием, связанный с раздачей небольших сувениров или упаковок товара? Получив подарок, человек чувствует себя обязанным и с большей готовностью делает покупку. Тот же принцип работает и с инфлюэнсерами: увидев, как они выкладываются ради аудитории и как активно делятся полезной информацией, люди стараются ответить на эту щедрость — например, приобрести рекламируемый товар.

7. Чувство принадлежности

Человек — социальное существо. Нам хочется вести себя общественно приемлемым способом, ощущать за своей спиной сообщество. С точки зрения эволюции «быть как все, быть со всеми» безопаснее и надежнее. А какое сообщество масштабнее многомиллионной аудитории популярного блогера? Миллионы не могут ошибаться: наверняка блогер — действительно выдающийся, умный, стоящий доверия человек, который плохого не посоветует. А если мы входим в его аудиторию, то и на нас падает тень его славы.

8. Боязнь отмены

В деле накопления доверия и масштаба аудитории сначала ты работаешь на имидж, а потом имидж работает на тебя. С какого-то момента число подписчиков начинает расти как снежный ком: люди хотят читать и смотреть тех, кого читают и смотрят все. А если все мы питаемся из одного источника, то, во-первых, не знать того, о чем говорят все, кажется неприличным; а во-вторых, сомнение в получаемой информации становится социально не одобряемым: «Ты что, нам не веришь? Думаешь, мы все дураки, один ты умный?!» Если мы попытаемся отписаться от того, к кому оказались привязаны столькими природными механизмами, потеря привычного раздражителя лишит нас приятного выплеска дофамина и вызовет синдром отмены: тревогу, чувство выключенности из жизни, депрессивные переживания. В итоге мы можем оставаться в орбите влияния инфлюэнсера даже после потери прежнего энтузиазма.

9. Эффект привлекательности

Еще Гоголь в рассказе «Невский проспект» восклицал: «Красота производит совершенные чудеса. Все душевные недостатки в красавице, вместо того чтобы произвести отвращение, становятся как-то необыкновенно привлекательны». Доказано, что люди с симпатичной внешностью кажутся нам более умными, знающими и приятными в общении. Этот же ореол окружает все, что с ними связано. Инфлюэнсеры обычно если не красивы, то весьма обаятельны — и маркетологи этим успешно пользуются. Бренд, который рекламирует красавец, автоматически воспринимается как более привлекательный.

10. Эффект переноса

«Талантливый человек талантлив во всем» — это не красивая фраза, а устоявшийся стереотип. Ореол обаяния инфлюэнсера распространяется не только на бренды, которые он рекламирует, но и на всю его личность. Если он специалист в одной сфере, почему бы не довериться ему и в других? Нам представляется, что человек не будет обманывать, чтобы не разрушить свой образ и наработанное доверие. Но на практике соблазн злоупотребить доверием аудитории удается побороть далеко не всем, ведь, как правило, популярным личностям обман часто сходит с рук.

От свободы к зависимости

Инфлюэнсер — это не всегда талант, купающийся в народной любви. Порой это человек, эксплуатирующий былые заслуги, при этом работающий в пока недостаточно изученной по своему влиянию среде — в социальных сетях.

Большинство инфлюэнсеров начинают как блогеры-любители, горящие желанием рассказать людям о любимом деле или поделиться знаниями. Общение в соцсетях кажется им отличным способом свободного самовыражения, они стараются честно отвечать на все сообщения и как можно больше отдавать аудитории.

Со временем оказывается, что для поддержания интереса читателей необходимо посвящать блогу все свое время. Блог становится работой, требующей трезвого расчета и планирования, ответственности и освоения новых знаний. Работать в любом удобном формате уже не получается — надо учитывать, что требуется и нравится зрителю. То, что раньше казалось свободой, превращается в жесткие рамки. Контент надо выдавать регулярно независимо от вдохновения. Даже если блогеру нечего предложить людям, он не может выпасть из их поля зрения: о нем быстро забудут. А ведь он уже привык к вниманию и не хочет его терять. (Вспомните о дофамине — соцсети подсаживают на него и пишущих, и читающих.)

Аудитория желает знать о блогере все, и тот пытается соответствовать — многих это выматывает психологически и физически. А ведь есть еще хейтеры и тролли. Инфлюэнсер начинает скрывать чувствительные стороны своей биографии, лакировать действительность ради красивой картинки — и вскоре осознает, что живет двойной жизнью, порой не понимая, какая из них настоящая. Искренность и открытость превратились в иллюзию, желание помочь людям — в потерю ориентиров.

В этой ситуации основным драйвером нередко становятся деньги. Чтобы не потерять их, некоторые совершают серьезные проступки: подделывают свою жизнь, сообщают недостоверную информацию о рекламируемых товарах и услугах и т. д.

Значит ли это, что инфлюэнсеры — опасное явление или что путь к славе всегда токсичен и для них, и, в конечном счете, для их поклонников? Вовсе нет. Инфлюэнсеры заняли свое место в современном обществе, и их потенциал еще не исчерпан. Однако потребителям стоит лучше понимать физиологическую и психологическую подоплеку этого феномена. Видя, как и благодаря чему он работает, мы сможем разумнее подойти к представлению и потреблению информации независимо от выбранной нами роли.

Об исследовании: The Influencers’ World of ‘Make-Believe’, Kets de Vries, Manfred F.R., (INSEAD Working Paper No. 2023/21/EFE, April 28, 2023).