Маркетинг в условиях нестабильности | Большие Идеи

? Маркетинг

Маркетинг в
условиях нестабильности

Как бренды пересобирают стратегии и бюджет в 2025 году

Маркетинг в условиях нестабильности
Фото: Jonas Lee / Unsplash

читайте также

Советы от «профессионалов-невидимок»

Дэвид Цвейг

Что нового в мире чистых технологий

Как устроена предпринимательская экосистема

Дэниел Айзенберг

«Думаю, что могу приносить пользу не только как актриса»

Елена Смородинова

Военные конфликты, стагнация локальных рынков, изменения потребительского поведения заставляют маркетологов пересобирать стратегии. Компании все чаще сокращают бюджеты, пересматривают баланс брендинга и перформанс-маркетинга, тестируют новые каналы и инструменты, порой возвращаются к, казалось бы, устаревшим.

Исследователи из компании Nielsen проанализировали эти тренды и настаивают на том, что единственный способ сохранить эффективность маркетинга в этих условиях — опираться на качественный анализ верно собранных данных. «Большие идеи» прочитали исследование Nielsen и публикуют главное из него.

Логика исследования

Американская компания Nielsen, занимающаяся аналитикой в сфере потребительских товаров и медиапотребления, провела исследование, посвященное подходам и стратегиям в маркетинге в 2025 году. В опросе приняли участие 1400 маркетологов глобальных компаний, представляющих Северную Америку, Латинскую Америку, Азиатско-Тихоокеанский регион и страны EMEA и работающих с бюджетами от $1 млн. Ключевой посыл авторов исследования: маркетинг, основанный на данных, — единственный способ справиться с неопределенностью.

Тренды в глобальной рекламе

1. Сокращение расходов

54% респондентов рассказали о планах снизить рекламные бюджеты. При этом многое зависит от региона и отрасли. Так, в самом неспокойном регионе ЕМЕА (Европа, Африка и Ближний восток) о намерении сэкономить заявили 60% компаний, в Северной и Латинской Америке — 51%. В ритейле сокращения планируют только 40% компаний, в технологиях — 70%.

Причины различны: технологические компании реагируют на сбои в цепочках поставок компонентов (в частности, сипов), финансовые — на снижение потребительского доверия, европейские — на вялость локальных рынков и военные конфликты, североамериканские — на сложную ситуацию на рынке жилья. Так или иначе, снижение бюджетов не означает отказа от амбиций: маркетологи ищут новые способы достижения прежних целей.

2. У каждой индустрии — свои методы

Помимо урезания расходов на рекламу, компании используют и другие тактики. Среди них — пересмотр каналов распространения и их сочетаний. Компании фокусируются на более дешевых каналах, усиливают digital, переносят бюджеты из брендинга в перформанс. Выбор тактик нередко зависит от индустрии. Так, ритейл увеличивает долю цифровых каналов, финансы и технологии делают ставку на перформанс, автопром и фармацевтика перенаправляют часть бюджетов на CTV (Connected TV, телевизоры, подключенные к интернету, такие как Smart TV и Apple TV) и OTT (Over-the-Top, сервисы, транслирующие видеоконтент на разные типы устройств, такие как Netflix и YouTube).

3. Цифровые расходы остаются в приоритете, но рост замедляется

Несмотря на тренд к сокращению бюджетов, цифровые каналы сохраняют приоритет. В первую очередь — соцсети, видеореклама, баннеры, поисковая реклама. Но темпы прироста расходов в этом сегменте снижаются. Так, в 2025 году только 29% маркетологов планируют увеличить бюджет на соцсети более чем на 50%, что на 4% ниже, чем год назад.

А вот интерес к традиционным каналам — наружной рекламе, классическому телевидению, почтовым рассылкам — стал чуть выше: подъем на 1—3% у всех, за исключением печатных медиа и радио. Данные за 2024 и 2025 годы не позволяют назвать это тенденцией, но сигнализируют о том, что здесь есть за чем наблюдать. Возможно, списывать традиционные рекламные каналы пока рано.

Рекламный рынок России в 2024 году показал один из самых значительных ростов за последние два десятилетия, свидетельствуют данные АКАР. Общий объем медийной рекламы достиг 904 млрд рублей — это на 24% больше, чем в 2023 году. Вместе с расходами на креатив, агентские услуги, производство и другие инструменты коммуникации общий рынок маркетинга в стране превысил 2,1 трлн рублей.

Основными драйверами стали интернет-реклама (470 млрд рублей, +22%) и видеореклама (ТВ и онлайн-видео), на которую пришлось почти треть всех вложений (285 млрд рублей, +23%). Значительный рост показала и наружная реклама (+45%), что объясняется цифровизацией инвентаря. Аудиореклама и радио также прибавили 22%, а печатные СМИ — 6%.


4. CTV трансформирует телерекламу

Развитие потокового вещания, CTV и OTT, стало одним из важных событий в рекламе последних лет. Рекламодатели видят в целевой видеорекламе возможность повысить рентабельность инвестиций. Особенно активны в этом направлении компании из Северной и Латинской Америки. И это не удивительно, ведь стриминг в США занимает 42% всего времени видеопросмотра с рекламой.

В этом секторе, как нигде, заметны региональные различия: если интерес к CTV и OTT в Северной и Латинской Америке растет (с 44 до 66% и с 54 до 68% — соответственно), до в EMEA и Азиатско-Тихоокеанском регионе падает (с 42 до 39% и с 72 до 52%). Но даже несмотря на это, в целом по миру о намерении нарастить инвестиции в рекламу через CTV и OTT заявили 56% респондентов. В отличие от большинства цифровых, эти каналы демонстрируют рост в сравнении с прошлым годом.

5. Рекламные платформы ритейлеров становятся универсальным инструментом

Розничные медиасети (Retail Media Networks, или RMN) — это рекламные платформы, которые создают крупные торговые компании, такие как Amazon или Walmart, на основе данных о своих покупателях. Изначально они помогали брендам продвигать товары прямо в момент выбора — например, на сайте или в приложении магазина. Теперь эти сети используют не только ритейлеры. Туристические, финансовые, автомобильные компании подключаются к ним, чтобы запускать рекламу по всей воронке — от знакомства с продуктом до покупки. 65% маркетологов отметили, что значение таких каналов в их стратегиях в 2025 году возрастет. В России к таким платформам относятся Ozon Реклама.

6. Влияние искусственного интеллекта на маркетинговые кампании растет

Маркетологи рассчитывают, что ИИ поможет компаниям оптимизировать трудоемкие задачи, контролировать расходы и быть более конкурентоспособными. В частности, ИИ используется для создания контента, персонализации кампаний, оптимизации медиапланов, прогнозной аналитики и совершенствования других ключевых маркетинговых функций.

Идеальный маркетинговый баланс

1. Оптимальное соотношение между инвестициями в брендинг и перформанс зависит от региона

Отвечая на вопрос о ключевых приоритетах в маркетинге, специалисты большинства регионов отдали два первых места показателям узнаваемости бренда и роста доходов. Но если для североамериканских компаний вес этих приоритетов почти одинаковый (48 и 47% бренду и доходам соответственно), то Латинская Америка демонстрирует больший разрыв (41 и 46%). Европа и вовсе выпадает из общего тренда: мало того, что 59% маркетологов отдают предпочтение росту доходов, так еще и второй ключевой приоритет не брендинг, а удержание клиентов.

2. …как и выбор тактики

Когда речь заходит о тактиках достиженияй приоритетных целей, региональная специфика сохраняется. Обеспечить должное внимание долгосрочным целям маркетологам помогает выеделение специальных бюджетов на инициативы по укреплению бренда. Это особенно актуально для Азиатско-Тихоокеанского региона и Северной Америки. В Латинской Америке маркетологи уделяют больше внимания использованию отдельных KPI для краткосрочных и долгосрочных целей, а в Европе, где важнее рост доходов, приоритет отдается оптимизации на основе показателей эффективности кампаний.

3. Традиционные каналы против цифровых

Важно иметь в виду еще один баланс — цифровых и традиционных каналов. По данным GroupM, глобальный рост цифровых каналов в 2024 году составил 73%. Но продолжится ли он? 24% глобальных маркетологов заявили, что в 2025-м цифровые каналы важнее, 32% планируют ориентироваться, скорее, на традиционные, а самая большая группа, 44%, ответила, что направит на цифру 40—60% бюджета.

4. Традиционные каналы по-прежнему сильны в брендинге

В здравоохранении и фармацевтике, где реклама строго регулируется, а целевая аудитория старше, линейное телевидение, радио и почтовая рассылка остаются эффективными. Спортивные и новостные трансляции продолжают обеспечивать высокий охват. Даже в индустрии путешествий, где компании активно используют данные первого уровня для таргетинга в digital, наблюдается возврат к истокам: в прошлом году бренды в этой сфере сократили расходы на онлайн-рекламу на 4% и увеличили инвестиции в телевизионную на 11%. Это подтверждает устойчивую ценность традиционных медиа для брендов, включая таких игроков, как Airbnb, Hilton, Royal Caribbean и Uber.

5. Сравнение ожидаемого и реального положения дел

Исследования мнений участников рынка помогают понять ожидания и представления, но не всегда отражают реальную картину. Высказывания о намерениях полезно сопоставлять с объективными данными — это усиливает аргументы и помогает точнее оценить ситуацию.

Так, по данным Nielsen Ad Intel за 2024 год, в Великобритании и Сингапуре ключевыми каналами остаются соцсети, тогда как в Германии по-прежнему доминируют печатные СМИ. В США телевидение и радио, несмотря на прогнозы упадка, получают 56% рекламных инвестиций.

Иногда сравнение с другими исследованиями помогает переосмыслить устоявшиеся взгляды. Например, хотя радио часто считают одним из наименее эффективных каналов, по данным Nielsen Compass, оно занимает четвертое место в мире по среднему ROI среди всех типов медиа.

Измерение успеха: ключевые трудности

Большинство маркетологов понимают, что для оценки успешности кампаний важны не только показатели охвата и частоты, но и рентабельности инвестиций. Однако получить нужные данные не всегда легко.

1. Данных слишком мало, и они недостаточно детализированы или их слишком много, к чему нередко приводит избыток поставщиков или неэффективные инструменты.

2. Недостаток комплексных систем для анализа данных. Лишь 32% маркетологов считают, что могут точно измерить эффективность кросс-медийных кампаний. Это значительно ниже, чем в прошлом году, при этом показатели некоторых регионов заметно хуже средних: так, в Латинской Америке и Европе только 29 и 23% соответственно способны увидеть общую картину.

У таких результатов есть ряд причин: метрики новых каналов не всегда совмещаются с метриками старых, закрытым экосистемам не хватает прозрачности, файлы cookie то вводятся, то отменяются, а правила конфиденциальности затрудняют получение согласия потребителей на обработку данных.

3. Рассогласованность действий стейкхолдеров. Ни один объем данных не компенсирует проблем, вызванных разрозненными командами и несогласованными ожиданиями. И эту причину большинство респондентов называют ключевой.

В качестве решений авторы исследования предлагают:

1. Приведение массива данных в порядок, в частности их дедупликацию, то есть удаление дублирующей информации, а также выбор подходящих инструментов для анализа.

2. В борьбе за прозрачность и точность измерений могут быть использованы полезные измерения и аналитика сторонних компаний, а также другие дополнительные исследования, способные дать второе мнение.

3. Важно с самого начала привлечь к работе всех участников процесса, четко определив цели кампании, ее основные этапы и способы оценки эффективности. Никакой объем и качество данных не может компенсировать дисфункцию, возникающую из-за несогласованных ожиданий и разрозненности внутренних команд.