Тех ли сотрудников вы хотите удержать? | Большие Идеи

? Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Тех ли сотрудников вы
хотите удержать?

Как не потерять тех, кто действительно принесет пользу вашей организации

Авторы: Брукс Холтом , Чжикэ Лэй , Коди Ривз , Тиффани Дараби

Тех ли сотрудников вы хотите удержать?

читайте также

Пусть лучшие из лучших работают там, где они живут

Кассандра Франгос

Какая преданность лучше?

Елена Евграфова

Десять самых интересных материалов об Agile

«Пути назад нет»: какой будет повестка для бизнеса и общества в 2022 году

Эндрю Уинстон

Пандемия COVID-19 стала причиной очередной битвы в войне за таланты. Больницы, отчаянно нуждающиеся в медсестрах, предлагают бонусы при подписании контракта в размере $40 тыс. Компании с Уолл-стрит повышают базовую зарплату аналитиков начального уровня до шестизначных цифр. Даже предприятия быстрого питания обещают поощрительные выплаты за продолжение работы в размере от $500 до $1,5 тыс. для привлечения новых сотрудников. Возможно, эти подходы эффективны для заполнения вакансий, но они вряд ли приведут к долгосрочной заинтересованности и высоким показателям. Хуже того, эти методы могут породить «дисфункциональное удержание» колеблющегося специалиста: сотрудник, который предпочел бы уйти, в конце концов остается и работает плохо.

Не стоит полагаться на разовые стимулы, которые в лучшем случае одномоментно помогут удержать человека от решения уйти (и физически сотрудник останется в организации). Лучше серьезно задуматься о том, как выявить и создать заинтересованный, любящий свое дело коллектив. Следует позволить уйти тем, кто остается неохотно, и сосредоточиться на создании рабочей среды, где желающие продолжать работать захотят остаться и добиться успеха.

В недавно опубликованном научном исследовании мы выявили и выразили количественно эффект удержания тех, кто хочет оставаться, и тех, кто остается неохотно, и поставили под сомнение предположение, что каждый, кто остается, в любом случае хорошо влияет на результаты деятельности компании.

Мы изучали поведение более 450 сотрудников двух некоммерческих организаций в течение двух лет. Участников исследования распределили по четырем категориям с учетом их намерений сменить место работы, выявленных с помощью четырех опросов, проводившихся в разное время, и реальных данных о текучести кадров за два года. Сотрудников, сообщавших о намерении уйти из организации и действительно ушедших, отнесли к категории «ушедшие по желанию», в то время как тех, кто говорил о намерении остаться, но все-таки ушел, назвали «ушедшими неохотно». Аналогично, тех, кто намеревался остаться и остался, классифицировали как «оставшихся по желанию», а тех, кто собирался уйти, но остался, — как «оставшихся неохотно». Мы обнаружили, что по желанию продолжали работать 38% сотрудников, неохотно — 42%, 16% — ушли, как того хотели, и 4% — ушли неохотно. Конечно, организации отличаются, но наши данные подкрепляются данными Gallup за 2020 год о том, что всего 39% работников США «заинтересованы работой» (то есть активно вовлечены, относятся с энтузиазмом и преданы).

Для организаций крайне важно знать, кто действительно заинтересован продолжать работать. Подсчитывая финансовые результаты специалистов по сбору средств из нашей выборки в конце года, мы обнаружили, что те, кто действительно хотел оставаться и работать на своем месте, собрали в среднем более $3 млн, в то время как неохотно продолжающие работать смогли привлечь $2,2 млн — разница составила более 40%. Таким образом, те, кто оставались по желанию, не просто не ушли из компании, а подтвердили свою особую ценность для организации, демонстрируя высокие результаты.

Как фирмам отличить тех, кто действительно заинтересован, от тех, кто продолжает работать неохотно? Результаты наших исследований показывают, что, возможно, главное — это понять, до какой степени сотрудники ощущают себя частью организации. Среди прочих известных факторов, в том числе удовлетворенности работой и результативности, наиболее достоверно оценить, насколько сотрудник действительно будет заинтересован оставаться в компании, позволяет его включенность в работу — степень, до которой человек связан с социальной тканью организации. Ее определяют три аспекта: соответствие организационной культуре, отношения с коллегами и потенциальные потери в случае увольнения. Ниже приведены советы, как с учетом этих трех аспектов выявить и вовлечь тех, кто остается по желанию, и повысить вероятность того, что вы удерживаете нужных сотрудников.

Соответствие организации с точки зрения сотрудника

Обычно организации тратят много усилий в процессе отбора кандидатов, чтобы найти тех, кто хорошо соответствует культуре и имеет необходимые навыки. Но многие ли компании отслеживают это соответствие с течением времени? А стоило бы: исследование показывает, что мнение сотрудников о том, насколько им подходит работа в организации, часто меняется, когда меняются должности, коллектив или структура компании. И пандемия COVID-19 определенно внесла свой вклад в изменения, касающиеся рабочей среды. Оценивая, насколько сотрудник «видит для себя будущее в организации», вы можете определить, не пропало ли изначальное соответствие.

Компании могут не просто оценивать соответствие сотрудников, но и активно над этим работать. Одним из таких примеров является приложение, разработанное GE в помощь планированию преемственности. Приложение использует исторические глобальные данные о передвижении сотрудников с учетом описания должностных инструкций и на основе этого подбирает варианты работы в организации, и не только в отдельно взятой стране или в конкретном подразделении. Это дает работникам больше возможностей в построении своего карьерного пути с учетом личных целей и устремлений. Поскольку эти возможности базируются на реальном опыте, зафиксированном в массивах данных, они позволяют кандидатам делать выбор с уверенностью.

Отношения между сотрудниками

Десятилетия исследований показывают, что на вероятность увольнения по собственному желанию влияют отношения сотрудника с коллективом. С развитием инструментов анализа организационных социальных связей многие компании теперь могут сравнительно легко оценить, как происходят внутренние коммуникации, как выстроены потоки информации и отношения доверия. Понимание этих связей поспособствует выявлению ключевых взаимодействий и управлению ими, но их также можно использовать для получения ценной информации о том, как каждый сотрудник связан с другими. Если сопоставить сети передачи информации и виртуальных взаимодействий сотрудников, можно увидеть случаи, когда переход к удаленной работе разрушил значимые рабочие отношения.

Отдельно организации могут облегчить семьям возможности получить поддержку со стороны сообществ. Например, во время пандемии Группа поддержки сотрудников с детьми «Parents at LinkedIn» запустила множество инициатив, от мероприятий на День отца до арт-проектов. Общение с близкими и знакомыми помогает понять, что мы не одиноки со своими проблемами и стрессами на работе и дома. Благодаря этому сотрудники обретают заметную поддержку в своем окружении. Укрепление этих связей снижает вероятность, что они захотят перейти в другую компанию или переехать в другую географическую точку.

Детали, мешающие уйти

Конкуренты могут с легкостью предложить сотруднику аналогичные материальные условия, такие как зарплата и бонусы, однако эти факторы не имеют длительного конкурентного преимущества. Но вы можете добиться устойчивых преимуществ, если спросите сотрудников, что они больше всего ценят в своих отношениях с организацией, и постараетесь обеспечить им это. Например, в ряде национальных опросов упоминалась сумма, от которой люди готовы отказаться, чтобы получить больше гибкости в отношении времени, места и способов работы. Другими словами, автономность имеет реальную ценность.

Кого в первую очередь стоит рассматривать при решении вопроса о гибком графике, если учесть разный вклад сотрудников в работу? Мы рекомендуем принимать в расчет ряд факторов. Не стоит полагаться исключительно на результаты аттестации, лучше комплексно анализировать информацию о повышениях, бонусах, оценках, полученных при обучении, отзывы коллег и другие данные и на основе всего этого определять, кто, скорее всего, будет с энтузиазмом демонстрировать высокие результаты. Можно также облегчить уход тем, кто не испытывает энтузиазма по отношению к работе, как сделала компания Amazon, запустив программу «Pay to Quit» («Платим за уход»). Ежегодно Amazon предлагает сотрудникам пунктов обработки и исполнения заказов разовую выплату за увольнение из компании. А остаются заинтересованные, преданные и высокопроизводительные люди и делают это сознательно.

Пандемия изменила наше отношение и подходы к работе. Чтобы повернуть вспять «Великое увольнение», руководителям необходимо задуматься и позаботиться об условиях, в которых сотрудники охотно будут продолжать трудиться и добиваться успеха. Для этого важно ощущение цели и соответствия культуре компании, система поддержки на работе и в сообществе и персонализированные соцпакеты, которые будет трудно найти в другом месте.