Стратегический сторителлинг. Как через истории работать с корпоративными ценностями? | Большие Идеи

? Управление персоналом

Стратегический сторителлинг. Как через истории работать с
корпоративными ценностями?

Внедрение сторителлинга в повседневную жизнь поможет сформулировать ценности компании и донести их до сотрудников

Автор: Артем Мушин-Македонский

Стратегический сторителлинг. Как через истории работать с корпоративными ценностями?
Фото: Etienne Girardet / Unsplash

читайте также

15 проектов, которые изменили мир

Сюзан Вулф Диткофф,  Эйб Гриндл

Восстание против машин

Марина Иванющенкова

Соблазны инфосферы

Чарльз Хэнди

Вам трудно переживать этот кризис? Попробуйте придумать ритуал

Скотт Беринато

Ригидный подход к управлению и жесткие регламенты становятся все менее эффективны и постепенно уходят в прошлое, и компании ищут новые способы мотивации и вовлечения сотрудников. В этих условиях популярность в бизнесе набирает сторителлинг — инструмент влияния через личные истории.

Например, можно заставить людей давать обратную связь руководителю, внедрив жеский регламент или процедуру. Но невозможно теми же методами добиться от людей уважения, интереса и вовлеченности в работу, желания брать на себя ответственность, готовности рисковать. Как работают истории в условиях, когда приказа или регламента недостаточно?

Показателен кейс Фонда Билла и Мелинды Гейтс, где руководители столкнулись с тем, что сотрудники не готовы были рисковать и пробовать новые подходы к работе из-за низкого уровня доверия и психологической безопасности в команде.

Часть руководителей фонда стали регулярно спрашивать у подчиненных, как им улучшить их лидерские навыки в надежде, что это повлияет на уровень доверия. Призывы к обратной связи дали краткосрочный эффект, но очень скоро сами руководители стали уставать от потока конструктивной критики, и доверие вновь падало. Другая группа руководителей действовала иначе — они начали регулярно рассказывать о случаях, когда им было неприятно слышать конструктивную критику, но именно критика помогла им задуматься о своих зонах роста и вырасти, так что в итоге они были благодарны за прямоту коллег.

Чем больше накапливалось историй, тем больше сотрудников фонда решались давать более искреннюю обратную связь. Уровень доверия и психологической безопасности в команде существенно вырос и спустя год оставался на том же высоком уровне. Это повлияло и на эффективность работы, ведь в атмосфере доверия людям стало куда проще пробовать принимать новые для них решения, рисковать и идти на эксперименты.

В этой и многих других подобных ситуациях изменений удалось добиться за счет очень важного внутреннего перехода. Раньше думая об общении с командой, руководители опирались на привычный для менеджера вопрос: «Как мне добиться от людей нужного поведения?» Ведомые этим вопросом, они запрашивали обратную связь. Когда это не дало нужного эффекта, они задали другой вопрос, более свойственный лидеру: «Как я могу помочь членам коллектива самим решиться поступать по-новому?» Отталкиваясь от этого, руководители как будто разблокировали в себе спящую способность открыто и искренне делиться случаями из своей жизни, что помогло их команде решиться на новые поступки.

Этот переход от вопроса «Как мне добиться от них нужного поведения?» к вопросу «Как я могу помочь им самим решиться поступать по-новому?» — один из четырех важных переходов, которые нужно совершить, чтобы эффективно работать с корпоративной культурой компании. Рассмотрим еще три новых вопроса, которые руководители могут задавать себе и команде. Эти вопросы сделают работу с культурой эффективной и даже приятной. К каждому вопросу прилагается техника работы с историями для прояснения или укрепления ценностей в бизнесе. 

От «Как тут принято?» к «Какими поступками мы гордимся?»

Как-то в начале тренинга про работу с культурой я спросил, будем ли мы дожидаться всех участников, на что один из присутствующих сказал: «Не стоит, им в последний момент поставили встречу». В эту же секунду другой добавил: «Да, это у нас культура такая, все менять в последний момент».

Оба участника не выглядели счастливыми. А ведь разговор о ценностях по идее должен вызывать гордость и чувство причастности. Проблема в том, что, как и многие из нас, они смотрели на культуру через призму вопроса: «Как тут принято?»

Опасность этого вопроса в том, что, отвечая на него, велик соблазн скатиться в описание того, что не так с компанией. Давайте совершим первый переход и поставим в основу работы с культурой другой вопрос: «Какими поступками мы гордимся, потому что они помогают нам быть собой и добиваться отличных результатов?» 

Фокусируясь на этом вопросе, мы разрешаем себе думать о том, что делает нас сильными, и гордиться этими сильными сторонами, а не гоняться за недостатками. Тогда нам открывается возможность исследовать ценности через истории о моментах гордости.

Для начала возьмите написанную ниже фразу и подставьте вместо пробела название вашей компании, чтобы получилось что-то вроде «по-Яндексовски» или «по-Сберовски»:

Расскажите о моменте, когда, узнав о поступке коллеги, вы подумали с гордостью: «Вот что значит поступать по-___________-вски!» Что происходило?

Прочитайте фразу и постарайтесь вспомнить небольшое событие, которое вызывает у вас чувство гордости. Для примера оставляю вам историю, которую услышал когда-то от Евгения Мовчана, генерального директора компании «Петрович»:

«Нам как-то позвонила женщина и рассказала про случай, который произошел с ее пожилой соседкой. Наш подъемщик Асылбек разгружал доставку и заметил, что бабушка, которой он привез заказ, печку топит небольшими щепками. А выходя из дома, он увидел дровник со множеством дров.

Асылбек спросил, почему она не топит дровами, на что бабушка ответила: “Да сил не хватает натаскать их в дом”. И он как настоящий Петрович не уехал, хотя мог бы, а остался, перенес дрова в дом и наколол на много-много дней вперед».

После этой истории вы наверняка не удивитесь, что одна из ценностей компании называется «Человек в приоритете». А учитывая, что одна из ключевых метрик для Петровича — это удовлетворенность клиентов и готовность рекомендовать компанию другим, эта история побуждает сотрудников ровно на те поступки, которые нужны компании.

К сожалению, такие истории рассказывают куда реже, чем истории с другим сюжетом: «Один сотрудник сделал вот так, и его уволили». Негативные истории тоже полезны. Но там, где есть только такие случаи, сотрудники каждый день живут в старой-доброй игре «Сапер», где один неверный ход означает конец игры, а просчитать правильный ход не всегда возможно.

В компаниях, где осознанно собирают и рассказывают истории, похожие на рассказ Евгения, сотрудники знают, как стоит поступать. В такой атмосфере людям проще принимать решения даже в непростых условиях, а рассказ о ценностях вызывает чувство гордости и причастности к компании.

От «Как себя вести?» к «Почему так стоит поступать?»  

Зачем компании нужны ценности? Самый частый ответ, который я слышу, звучит так: «Чтобы в ситуациях, которые не пропишешь в регламенте, все члены команды одинаково отвечали на вопрос “Как надо себя вести?” и действовали на благо компании». 

Это верно, но из-за такого подхода формулировки ценностей становятся предписаниями, которые ни на что не влияют. Например, если сказать сотруднику: «Будь открытым к идеям коллег», он вряд ли решится это делать, если настроен к ним скептически. Все меняется, когда мы задаем себе другой вопрос: «Зачем формулировки ценностей нужны членам команды?»

Посмотрев на культуру через призму этого вопроса, мы понимаем, что настоящая задача формулировок ценностей — помогать людям поступать в соответствии с этими ценностями. Вместо вопроса «Как стоит поступать?» ценности должны помогать каждому члену команды найти ответ на более глубокий вопрос: «Почему мне стоит так поступить?»

Чтобы создать такую формулировку ценности, возьмите 5—10 историй, которые вы собрали с помощью упражнения из предыдущей части. Затем на основе этих историй сформулируйте 3—4 фразы по формуле: 

Мы выбираем ___, даже если ___, потому что это дает нам / благодаря этому у нас / наши клиенты ___. 

Вот пример описанной по формуле ценности «Открытость»: «Мы выбираем оставаться открытыми к идеям коллег, даже если они кажутся бредовыми и хочется сказать в ответ: “Да что ты вообще в этом понимаешь?!”, потому что так мы находим самые необычные идеи и создаем уникальные решения для наших клиентов, а еще создаем атмосферу, в которой каждый может сказать то, что думает».

В основе этой формулы лежит понимание процесса принятия решений в условиях неопределенности. Когда мы сталкиваемся с выбором — например, открыться идее коллеги или нет, — мы оказываемся в ситуации неопределенности. С одной стороны, мы не знаем, что будет, если мы воспримем чужую идею. С другой — нам некомфортно находиться перед выбором, и наш внутренний голос спешит подсказать, как из этой ситуации выйти путем наименьшего сопротивления.

Формулировка ценности играет роль компаса, который помогает лучше разглядеть момент выбора и принять решение, которым мы будем гордиться. Работает эта фраза за счет трех компонентов:

  • Свободный выбор. Первая часть (мы выбираем…) четко отвечает на вопрос: «Какими поступками здесь гордятся?», но оставляет выбор за членом команды.
  • Цена. Вторая часть (даже если…) помогает услышать тот самый внутренний голос, который пытается повести нас коротким путем. Услышав этот голос, нам становится проще сказать в ответ: «Я тебя слышу, но есть и другой путь».
  • Польза. Третья часть (потому что это дает…) помогает увидеть, к каким позитивным последствиям приводит ценностный выбор в долгосрочной перспективе, и поверить, что этот выбор стоит того.

Получившаяся формулировка как бы говорит члену команды: «Ты столкнулся с выбором, и возможно, тебе хочется пойти простым путем. Но если ты решишься поступить в согласии с ценностью, твой поступок принесет пользу и тебе, и клиентам». Так формулировки ценностей превращаются в опоры, которые помогают команде принимать самые непростые решения.

От «Как внедрить ценности в умы сотрудников?» к «Как создать среду для своих людей?»

Пару лет назад я помогал топ-менеджеру подготовить историю о ценности «Инициативность». Когда история была готова, он с грустью сказал: «Ох если бы у нас все сотрудники были такими». Я почувствовал его дискомфорт и ответил предложением: «А расскажите мне о моменте, когда вас искренне удивило то, какую инициативу проявил кто-то из ваших людей, потому что вы не ожидали этого от него».

Он задумался и, к своему же удивлению, вспомнил такую историю. Выслушав его, я спросил: «А что в этой ситуации помогло ему проявить эту инициативу?» В ответ мой собеседник сказал: «Я не мог выйти на связь, потому что был на заседании правления. И без моих поручений он взял дело в свои руки». Сформулировав эту мысль, мой собеседник улыбнулся и слегка выдохнул. В этом разговоре мы вместе совершили последний переход.

Мы привыкли смотреть на корпоративную культуру через призму вопроса: «Как мне внедрить ценности в умы сотрудников?» Этот вопрос подразумевает, что есть правильные и неправильные сотрудники, которые способны или неспособны проявлять ценности.

Доля истины здесь есть — некоторым людям и правда проще, например, проявлять инициативу. Но на самом деле каждый человек способен поступать в согласии с каждой ценностью, если окажется в подходящей для этого среде — так же, как сотрудник моего собеседника без прямых поручений смог проявить инициативу.

Своими вопросами я побудил своего собеседника сфокусироваться на новом вопросе: «Какую среду нужно создать, чтобы каждому стало проще поступать в согласии с ценностями?» Этот вопрос подчеркивает способность каждого человека выбирать свои поступки и фокусирует лидера на его главной задаче — создании среды.

Чтобы применить этот совет на практике, предлагаю вам следующее упражнение.

  • Возьмите истории, которые вы вспомнили, читая этот текст. Выберите один поступок, который вы хотите чаще видеть в своей компании, например: «Открыто признавать ошибки и заранее говорить, если что-то идет не так».
  • Подумайте, чем вы можете дополнить среду в своей компании, чтобы те, кто уже так поступают, почувствовали, что вы их поддерживаете и цените за это?
  • Затем подумайте, что вы можете сделать, чтобы тем, кто еще не решился так поступать, стало проще решиться на такой поступок?
  • Запишите все идеи на лист бумаги. Затем выберите 1—2 идеи, которые не связаны с материальным вознаграждением, и попробуйте их внедрить.

Так, например, одна моя собеседница, руководитель отдела бэк-офиса, хотела, чтобы ее сотрудники хотя бы иногда отказывали коллегам в помощи, потому что ее отдел был перегружен подобной работой.

Отвечая на вопросы выше, она придумала следующую практику: каждый месяц собирать сотрудников отдела и предлагать им поделиться историями в ответ на вопрос: «Расскажите о моменте, когда у вас за последний месяц получилось отказать кому-то в помощи и при этом сохранить с этим человеком хорошие отношения. Что происходило?». За каждую историю сотрудник получал благодарность от руководителя. А в конце встречи команда коллективно выбирала 1—2 истории, которые лучше всего показывают, как, отказывая, сохранить хорошие отношения, и авторы этих историй получали особые подарки.

Таким образом руководитель не только показала, что отказывать другим в помощи, когда ты перегружен, — это нормально, но и помогла своим людям найти конкретные способы, как это делать, не теряя хороших отношений. Спустя время отдел перестал жить в состоянии вечного аврала.

В масштабе всей компании этот процесс приносит невероятные результаты. Так, например, в сети медицинских центров Lakeland Regional Health за счет внедрения серии подобных практик удалось за 90 дней поднять лояльность пациентов с 35 до 95%. Но главная прелесть этого упражнения в том, что его можно и нужно делать вместе со своей командой и коллективно создавать среду для всех. Именно так работа «над» культурой и поведением людей превращается в работу «с» людьми над средой, которая окружает всех в компании.

...

Психолог Виктор Франкл писал, что, когда мы хотим видеть в человеке то, каким он может стать в своей лучшей форме, мы помогаем ему стать именно таким. Это справедливо и для культуры компании.

Мы способны смотреть на культуру как на совокупность поступков, которыми мы гордимся, а не совокупность токсичных привычек. Смотреть на ценности как на опору для совершения поступков, а не как предписания. Смотреть на работу с культурой как создание поддерживающей среды, а не управление поведением.

Когда мы смотрим на культуру именно таким образом, она становится мощным драйвером бизнес-результатов, а работа — местом, куда людям хочется приходить.