
читайте также
Реальность стремительно меняется, требуя от бизнеса учитывать новые тренды и следовать им, чтобы сохранять эффективность. Совсем скоро представители пяти поколений (бэби-бумеры, иксы, миллениалы, зумеры и альфы) начнут работать вместе, и это значит, что взаимодействие в коллективах будет строиться иначе — с учетом индивидуальных черт и компетенций каждого поколения. О том, как максимально использовать потенциал команды, а также об особенностях поколения Z, рассуждают в исследовании How will your decisions today shape the future for generations to come? аналитики международной аудиторской корпорацией Ernst & Young Global Limited (EY). «Большие идеи» публикуют обзор исследования.
Демографические кризисы
В первую очередь на состав команд и структуру работы бизнеса влияют демографические процессы. Старение населения в развитых государствах, репрезентация женщин в профессиональной среде и иммиграционные потоки из стран третьего мира создают новые условия для функционирования рынка труда, и именно зумерам предстоит стать основными игроками на этом поле в ближайшее время, отмечают в первой главе авторы отчета Марси Мэрриман и Элизабет Болшау.
Сегодня в развитых государствах растет число людей старше 65 лет и снижается рождаемость, что создает проблему нехватки квалифицированных сотрудников и увеличивает конкуренцию на рынке труда. Особенно ярко это заметно в Японии (где 30% населения старше 65 лет), Южной Корее (18%), странах ЕС (22%) и Китае (14%). Такая тенденция влияет на иммиграционную политику стран, которые стремятся создать все условия для притока новой рабочей силы.
Среди топ-менеджеров ведущих мировых компаний наблюдается аналогичная ситуация: почти половина руководителей из списка Fortune 500 (47,6%) достигли и перешагнули возрастной порог в 60 лет, более 5% — в 70 лет. Именно потому, что возраст ключевых специалистов приближается к пенсионному, бизнес сталкивается с проблемой нехватки квалифицированной молодежи. Среди текущих демографических вызовов авторы выделяют три:
Сокращение числа экономически активных зумеров: большинство представителей поколения Z выбирают остаться на попечении родителей или жить на государственные субсидии, вместо того чтобы быть экономически активными. Их называют NEETs (not in employment, education, or training), и, по данным Международной организации труда, они составляют 1/5 от всех людей в возрасте от 15 до 24 лет. Например, в Испании их уже 500 000 человек, а в Великобритании — 3 млн.
Как пишет в статье Fortune, они решают не учиться и не работать, потому что крупные финансовые траты кажутся им неподъемными из-за нестабильности экономической ситуации (например, покупка дома). Издание отмечает, что цены на жилье в эпоху зумеров выросли в два раза по сравнению с ценами 2010-х, которая нынешним миллениалам было по 20—30 лет. При этом доходы представителей поколения Z ниже, чем были у миллениалов в этом возрасте. Разница между средним доходом этих двух поколений с поправкой на инфляцию составляет около $6000 в годовом исчислении в пользу миллениалов, говорится в исследовании TransUnion.
1. Гендерный разрыв: женщины все еще сталкиваются с несправедливостью и сложностями в профессиональной сфере, что подтверждает исследование Women in the Workplace, которое ежегодно проводят в США консалтинговые компании Lean In и McKinsey. По сравнению с мужчинами женщины более критичны в оценке уровня своих компетенций (38% против 26%) и в два раза чаще сталкиваются с ситуациями, в которых их не дослушивают или перебивают (39% против 20%). Более того, участники опроса неверно оценивают положение женщин на карьерной лестнице, предполагая, что они занимают более низкие должности, чем на самом деле (18% против 10% для мужчин).
2. Рост трудоспособного населения в странах третьего мира: в Африке к югу от Сахары молодежь до 25 лет составляет более 60% населения, из-за чего растет иммиграция в развитые государства. Сегодня примерно 184 млн человек по всему миру живут за пределами страны своего гражданства. Но обилие иммигрантов не спасает ситуацию на рынке труда, потому что они не могут удовлетворить потребность компаний в квалифицированных специалистах, отмечают авторы исследования.
Такие разные зумеры
Поколение Z по своей природе дихотомично: его представители одновременно и более однородное поколение, по сравнению со всеми остальными, и в то же время в достаточной мере сегментированное, пишут авторы отчета во второй главе.
По словам генерального директора Young China Group Зака Дихтвальда, в основе теории поколений лежит мысль о том, что люди одного поколения обладают схожим типом мышления, который формирует их образ действий. До появления интернета распространять информацию было сложнее с учетом ряда ограничений: экономических, географических и технологических. Поэтому представители предыдущих поколений больше отличаются между собой, чем зумеры друг от друга. Сегодняшний мир дает возможность поддерживать связь из любой точки мира, что делает поколение Z более однородным, чем предыдущие, а его представителей более похожих друг на друга.
Тем не менее, внутри поколения Z существует сегментация: например, в США выявили несколько различных групп зумеров, каждая из которых обладает собственными отличительными чертами. Один из признаков этой сегментации –– отношение к работе, которое можно рассматривать с нескольких точек зрения.
1. Финансовый аспект
52% опрошенных из числа зумеров поделились тем, что нехватка денег их очень беспокоит. По данным Бюро трудовой статистики США, приведенным в статье The Washington Post, поколение Z сильнее пострадало от роста цен, высокой стоимости жилья, больших процентов по учебным кредитам, чем миллениалы. Даже с учетом того, что период взросления обоих поколений выпал на серьезные экономические потрясения, траты на предметы первой необходимости для зумеров оказались выше.
Во многом поэтому представители поколения Z стремятся найти дополнительные источники дохода. 45% зумеров, опрошенных в рамках исследования компании Visa, подтвердили, что у них есть подработка, а 37% ответили, что работают более, чем в одной компании.
2. Роль авторитета и власти
За последние пять лет наметилась тенденция к снижению уровня доверия к авторитетам среди молодежи западных стран. Традиционные источники информации (политики, ученые, СМИ) больше не считаются истиной в последней инстанции. К ним обращаются все реже, в то время как точка зрения ровесников для зумеров приобретает все большее значение. Вместе с тем, 67% представителей поколения Z в США считают, что большинству компаний нельзя доверять, потому что сомневаются в прозрачности и честности их действий.
Именно поэтому Роберта Кац из Стэнфордского университета считает, что для зумеров важнее не авторитет, а понимание, почему что-то делается именно так, а не иначе. Особое внимание они уделяют тому, чтобы слова и действия соответствовали друг другу.
Тем не менее, исследования EY показывают, что в профессиональном плане большинство представителей поколения Z (80%) хорошо относятся к своему руководству, а 71% полностью доверяет ему.
3. Влияние новых технологий
В ходе исследования EY Gen Z AI Literacy респонденты заявили, что использование искусственного интеллекта поможет им облегчить рутинные процессы, а 51% из них настроен на то, чтобы увеличить присутствие новых технологий в своей жизни. Они выделяют три важных преимущества ИИ: экономия времени на выполнение повторяющихся задач (58%), анализ больших объемов данных (53%) и снижение числа человеческих ошибок в рабочих процессах (41%).
При этом представители поколения Z склонны переоценивать свой уровень владения технологиями и не пользуются всеми возможностями ИИ. Трент Генри, вице-президент EY по работе с талантами, утверждает, что возрастные сотрудники более успешно применяют искусственный интеллект в работе. То есть чем больше совместных проектов будут реализованы представителями различных поколений, тем легче им будет перенимать опыт друг друга и развиваться в новых направлениях, делают вывод авторы исследования.
Также зумерам важно, чтобы работодатель был готов к внедрению изменений. Как отмечает Грейс Килрой, 25-летний консультант EY по судебной экспертизе, именно отсутствие гибкости и готовности к нововведениям в компании не позволяет сотруднику предложить оптимизацию, когда он замечает процессы, ставшие неэффективными. Чаще всего его пугают многоступенчатое согласование и сложности, с которыми придется столкнуться при реализации идеи. Поэтому многие предложения, реализация которых могла бы улучшить выполнение бизнес-задач, сотрудниками просто не озвучиваются.
4. Отношение к увольнению
Результаты недавнего опроса EY 2024 Work Reimagined показывают, что 38% сотрудников планируют уволиться в следующем году, среди них 52% работают в отраслях энергетики и природных ресурсов. Этот показатель вырос на четыре процентных пункта по сравнению с 2024 годом. 23% бэби-бумеров и 40% миллениалов настроены на увольнение. Говоря о зумерах, стоит отметить, что более половины опрошенных (52%) заявили, что они не переживают о потере работы.
По данным Бюро статистики труда США, представители поколения Z в среднем работают в одной компании чуть больше года. При этом сотрудники в возрасте 55—64 лет строят карьеру на одном предприятии в течение 9,8 года. То есть более молодые специалисты склонны легче относиться к увольнению и чаще менять место работы, по сравнению со старшими коллегами.
Какие факторы определяют ценность работы?
Сегодня уровень удовлетворенности сотрудника особенно сильно влияет на его лояльность к компании. Исследование EY 2024 Work Reimagined показывает, что высокую мотивацию ощущают только 29% зумеров против 41% бумеров. При этом 64% представителей поколения Z чувствуют себя выгоревшими. Это неизбежно сказывается на отношении к работе, поэтому бизнесу сегодня необходимо понимать, что мотивирует молодых сотрудников продолжать развитие в компании:
возможность формировать свой рабочий график и выбирать подход к выполнению задач самостоятельно. Это позволяет зумерам выстраивать границы между личным и рабочим, избегая выгорания. Но часто они все же сталкиваются с ним, потому что ставят во главу угла свою эффективность, а уже потом задумываются об оплачиваемом отпуске, здоровье и благополучии;
хорошие отношения с коллегами. Создание сообществ и культура уважительного общения в корпоративной среде рождает чувство принадлежности к общему делу, которое ценят сотрудники;
возможность что-то изменить в обществе. Согласно исследованию Как понимание влияния поколения Z сегодня может укрепить ваше будущее?, 76% представителей поколения Z стремятся повлиять на то, что считают несправедливым; 36% участвовали в политических митингах или акциях протеста, а 50% использовали социальные сети, чтобы рассказать о том, что их волнует. Им важно понимать, что они могут что-то изменить к лучшему;
профессиональный интерес и развитие. В работе ценится возможность улучшать свои навыки, а также делиться полученным опытом. Старший аудитор Ernst & Young LLP в США 27-летний Нкрума-Абабио подтверждает, что для него необходимо «играть важную роль в своей команде». Трент Генри, вице-президент EY по работе с талантами, отмечает, что стремление к улучшению существующих процессов позитивно влияет на всю команду в целом.
Как использовать динамику поколений для достижения успеха в будущем
В ближайшие 20 лет, по прогнозам 55/Redefined, в Европе число работников в возрасте 15—64 лет сократится на 25%. Компаниям необходимо будет научиться использовать отличительные черты каждого поколения в совокупности с достижениями искусственного интеллекта, чтобы сохранить и преумножить темпы развития бизнеса. Новая реальность повлечет за собой появление других организационных структур: иерархия остается в прошлом, на передний план выходит командная работа поколений, говорится в отчете. Отдельное внимание авторы исследования советуют уделить зумерам, чье стремление к соответствию слов и поступков, созданию сообществ и выстраиванию доверия на основе личного опыта окажут влияние на течение бизнес-процессов.
Авторы делятся конкретными мерами, которые помогут компаниям приспособиться к новым условиям:
разработка индивидуального ценностного предложения для сотрудников (EVP). Ваша компания должна соответствовать ожиданиям молодого поколения: предлагать гибкий график, поддерживать экологичный климат в коллективе, следовать глобальным целям и что-то менять в обществе в лучшую сторону. Совпадение ценностей имеет для зумеров большое значение, поэтому если все сложится, вы можете получить вовлеченных и лояльных сотрудников, готовых развивать ваш бизнес;
поощрение культуры непрерывного самообразования. Чем больше инструментов для профессионального развития вы предлагаете — внутренние и внешние образовательные программы, участие в форумах, возможность расти в качестве наставника, — тем больше квалифицированных сотрудников вы получите. Задайте вектор развития, помогите на первых порах, а после этого они самостоятельно продолжат покорять новые вершины;
внедрение новых технологий. Искусственный интеллект занимает прочные позиции в нашей жизни, поэтому использование его возможностей для оптимизации громоздких процессов не только повысит эффективность работы в вашей компании, но и сделает вас привлекательным работодателем в глазах молодых соискателей;
прозрачность намерений и соответствие слов действиям. Будьте искренни в общении со своими сотрудниками, погружайте их в контекст принятия решений, объясняйте, что привело к последствиям, с которыми они сталкиваются. Тогда им легче будет довериться вам;
признание позиции каждого не только в рабочих, но и в личных вопросах. Руководители должны помнить, что зумерам важно чувствовать свободу, а также иметь возможность отстаивать свою позицию;
выстраивание доверительных взаимоотношений в команде. Зумеры предпочитают работать в коллективе, где основными ценностями являются взаимное уважение и честность. Работа в команде единомышленников помогает ощущать причастность к общему делу и выполнять свои задачи на более высоком уровне;
создание межпоколенческих команд с возможностью взаимовыгодного сотрудничества и наставничества. Опыт каждого поколения бесценен, а среда, в которой все представители смогут свободно обмениваться лучшими практиками и применять их в работе, поощряет стремление к профессиональному развитию и положительно влияет на результаты;
управление талантами и мотивация молодых сотрудников, а также поддержка их коммуникации с руководством. Об утечке талантов заявляют все громче, поэтому особенное внимание стоит уделить работе с персоналом. Здесь речь не только о внедрении новых технологий, но и о том, чтобы зумеры чувствовали, что делают что-то полезное. Задачи должны быть креативными, интересными и стратегически важными для компании. Тогда молодые специалисты будут мотивированы продолжать работу с вами.
Мы живем в эпоху по-настоящему тектонических сдвигов в сферах демографии, экономики и развития технологий, поэтому прошлые форматы работы бизнеса больше не применимы к новой реальности, пишут авторы отчета. Об этом все чаще напоминают представители самого молодого трудоспособного поколения — зумеров, чьи требования к организации рабочей среды перестраивают существовавшие ранее процессы. Они подсвечивают, что путь к новой реальности пролегает через обновление организационной структуры, трансляцию и поддержку ценностной составляющей бизнеса, а также через внедрение новых технологических решений.