Заразные кадры
Стивен Диммок , Уильям ГеркенОдна паршивая овца все стадо портит, говорится в пословице. С сотрудниками происходит то же самое.
Наше исследование, в котором мы изучали, насколько заразно мошенничество, показывает, что даже самые честные сотрудники могут вести себя недобросовестно, если рядом с ними трудится нечестный человек. Приятно думать, что честные сотрудники будут наставлять нечестных на путь истинный, однако в действительности это редко происходит. Научиться у коллег плохому поведению легче, чем хорошему.
Менеджеры должны осознавать, что сотрудник с сомнительной репутацией не ограничивается тем, что делает на работе сам, — он влияет и на поведение коллег. Если недооценивать этот побочный эффект, несколько злокачественных сотрудников могут стать очагом заражения здоровой корпоративной культуры.
Прошлое и настоящее полны примеров недобросовестного поведения на работе: ипотечные андеррайтеры, вызвавшие финансовый кризис; биржевые брокеры (например, из Stratton Oakmont), продающие рискованные ценные бумаги; кросс-продажи Wells Fargo.
В своем исследовании мы хотели понять, насколько заразно недобросовестное поведение. Для этого мы изучали влияние финансовых консультантов на коллег, сосредоточившись на слияниях консалтинговых фирм, имеющих несколько филиалов. В результате слияний финансовые консультанты начинали работать с новыми людьми, и те знакомились с их идеями и моделями поведения.
Мы собрали обширные данные с помощью подробных отчетов, подаваемых финансовыми консультантами в надзорные органы. Недобросовестным поведением мы считали претензии клиентов, по которым финансовый консультант или выплатил по внесудебному соглашению не менее $10 000, или проиграл в арбитражном суде. Мы отмечали, когда именно поступали претензии в адрес финансовых консультантов и их коллег.
Обнаружилось, что случаи недобросовестного поведения среди финансовых консультантов происходят на 37% чаще, если они контактируют с новым коллегой, имевшим эпизоды неправомерных действий в прошлом. Это означает, что нечистоплотное поведение имеет социальный множитель, равный 1,59, то есть в среднем каждый инцидент ведет к дополнительным 0,59 случая под влиянием коллег.