Технологии меняются, хороший менеджмент остается | Большие Идеи

? Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Технологии меняются, хороший
менеджмент остается

Вырастить новую расу суперменов нереально. Придется работать с теми людьми, которые есть.

Автор: Закари Ферст

Технологии меняются, хороший менеджмент остается

читайте также

Почему вы боитесь попросить о помощи

Ванесса Бонс

Как генеративный ИИ меняет брендинг

Андрес Гвирц,  Огуз Аджар

Чужой среди своих

Фалалеев Дмитрий

Когда толпа ошибается

Санстейн Кэсс

Я всегда с удовольствием отмечал разницу между Законом Мура (тот самый, что говорит об удвоении числа транзисторов каждые 24 месяца) и гораздо более сдержанными расчетами Питера Друкера применительно к менеджменту: «Вырастить новую расу суперменов нереально. Придется работать с теми людьми, которые есть». Сопоставление этих двух вещей явственно передает контраст между технологическим прогрессом, который в некоторые периоды истории идет по экспоненте, и «прогрессом» человеческой природы – то есть полным отсутствием такового.

Поскольку человеческая природа не меняется, не меняются и основы искусства (или науки) управления людьми, но кто бы мог в это поверить, читая популярную бизнес-литературу? Признаки неудачных попыток мурификации (никакой опечатки – данный термин является производным как раз от того самого Закона Мура) менеджмента мы встречаем повсюду: в не работающих посулах индустрии лидерства ценой в 14 миллиардов долларов, в современном бестселлере по менеджменту, который обещает «магию, меняющую жизнь», и в бесконечном параде псевдореволюций, рассчитанных на квантовый скачок эффективности управления.

Я не говорю, что менеджерам и сегодня следует делать ровно то же самое, что век тому назад. Цели, процессы и технологии меняются, а значит, какие-то корректировки в системе управления нам точно нужны. Но имеет смысл менять тактику, а не базовые функции.

Подобно тому, как медицина не сводится к анализу мочи, сколь бы он ни был важен, суть менеджмента не сводится к технике и процедурам. Суть менеджмента в повышении производительности конкретного человека. Иными словами, это – социальная функция.

«

»

Эффективность управления сегодня, как и всегда, зависит от трех задач, которые Друкер назвал собственными задачами менеджмента: помочь компании сосредоточиться на ее конкретных целях и миссии; организовать работу так, чтобы она была продуктивна, и вместе с тем посильна для человека; взять на себя ответственность за социальные последствия этой деятельности.

Читайте материал по теме: Почему вашей компании так нужны новобранцы

Список далеко не новый. Старый – в том-то и дело. Эти задачи испытаны временем и опытом, всевозможными социальными и технологическими переворотами.

С их учетом, вот основные элементы работы руководителя:

  • Направляйте всю работу компании так, чтобы ее конкурентные преимущества стали продуктивны, а слабости не проявлялись. Применительно к фирме это значит, что к каждой единице вложения, будь то время, талант или деньги, предъявляется вопрос: какие результаты она должна принести, чтобы окупиться. Нельзя ничего делать лишь по инерции или потому, что это кажется «разумным» или «безопасным». Применительно к сотрудникам это значит, что людей нужно распределять по способностям, тем самым добиваясь максимальной отдачи и снижая до минимума расходы на восстановление затраченных сил и ресурсов. Это также означает, что в управлении следует использовать такие подходы и процедуры, которые учитывают бесконечное человеческое разнообразие, в том числе разнообразие облика и эмоций, способностей и ценностей каждого конкретного специалиста.
  • Присматривайтесь к каждому продукту, услуге, программе и процедуре на вашем предприятии: в какой мере они служат целям и миссии компании? Вне зависимости от типа организации, цель ее всегда социальна: бизнес существует затем, чтобы привлекать клиентов, некоммерческая организация – чтобы менять жизнь людей, государственный орган – чтобы эффективно воплощать «общую волю и общее видение», согласно формулировке того же Друкера. Менеджер должен подвергать все в своей компании регулярной проверке по этому стандарту. Не беритесь ни за какие инновации, если не видите от них реальной пользы для целей и миссии своей фирмы.
  • Читайте материал по теме: В цифровую эпоху талантливые сотрудники важнее самых прорывных технологий
  • Убедитесь, что проблемы организации не переросли в социальные проблемы. Все общественные проблемы старайтесь превращать в возможности для своей компании. О последствиях для социума нужно думать не в последнюю очередь, когда уже подведен баланс расходов и доходов: любая организация существует лишь благодаря «внешнему миру», и когда ее проблемы выплескиваются в этот мир, в итоге страдает сама же организация. Это касается и банка, и завода, а не только больницы или начальные школы.

Но социальные проблемы могут превратиться в прекрасную возможность для той же компании. Поскольку любая организация обслуживает общественные задачи и в этом цель ее существования, новые проблемы в социуме предвещают возможности обрести новых клиентов и изменить жизнь к лучшему.

Как только менеджеры прекратят гоняться за философским камнем и займутся реальным делом, они тут же вынуждены будут задать себе точные вопросы: как поступать, если миссия организации морально устарела? Какова ценность человеческого труда в век искусственного интеллекта? Какова роль здорового бизнеса в больном обществе?

Это вопросы не о профите и продуктивности. Это вопросы об устройстве общества как такового, о морали и о смысле человеческой жизни. Вот почему именно такие вопросы и в такой последовательности следует задавать менеджерам, тем, кто реализует насущную общественную задачу.