Настало время платить профессионалам больше | Большие Идеи

? Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Настало время платить
профессионалам больше

Сколько ни поощряй университеты готовить больше физиков и инженеров, ничего не изменится, если выпускники пойдут на работу в инвестиционные банки, где оклады и бонусы выше.

Автор: Тайс ван Ренс

Настало время платить профессионалам больше

читайте также

История о жонглере

Куликов Григорий

Менеджмент снизу вверх

Уитни Джонсон

Что нам известно о подрывной силе интернета

Андреа Ованс

Как мы составляли рейтинг

В 1980-х на рабочих столах повсеместно стали появляться персональные компьютеры, которые вытеснили традиционные пишущие машинки, а вместе с ними стали ненужными и люди, которые не умели работать с текстовыми редакторами. Тем не менее едва ли кто решится утверждать, будто информационные технологии вызывают устойчивый рост безработицы. В те же 1980-е годы число безработных временно увеличилось, однако вскоре снизилось, так что цифры 1990-х мало чем отличались от 1970-х. Работники приспособились к новой технологии, которая пришла на смену старой.

После финансового кризиса 2008 года возобновились ожесточенные споры среди законодателей и ученых, не вызван ли рост безработицы разрывом между теми «навыками, которыми обладают специалисты, и теми, которые нужны бизнесу». Исследования доказали, что недостаток определенных навыков оказывает на рынок труда циклический эффект, которым можно объяснить 30-процентный рост безработицы после Великой рецессии.

Обычно широко обсуждается вопрос о недостатке людей с техническим и инженерным образованием, а также то, что современным профессионалам недостает коммуникационных навыков. Соответственно, в качестве решения предлагаются реформы образования и курсы повышения квалификации. Самое популярное предложение — снизить плату за обучение для некоторых специальностей, особенно естественно-научных и технических.

Но я считаю этот подход неверным. Исследование, которое мы провели вместе с коллегами, указывает на другую причину недостатка столь нужных сейчас навыков на рынке труда: работодатели не могут или не хотят платить конкурентную зарплату.

Читайте материал по теме: Почему вашей компании так нужны новобранцы

Вот три возможные причины этой проблемы. Во-первых, сами специалисты не поспевают за изменениями спроса и не приобретают необходимые компетенции. Во-вторых, в поисках новых людей работодатели не учитывают реальный потенциал уже имеющихся сотрудников. В-третьих, организации не учитывают предложение (или дефицит) определенных умений у тех или иных профессий, устанавливая зарплаты. Мы изучили данные по поиску работы, покрываемому спросу, зарплатам и доходам по штатам и отраслям с 1979 года и оценили влияние каждой из трех причин на безработицу. Выяснилось, что низкие зарплаты — основная причина, по которым квалифицированные специалисты не стремятся получить столь необходимые работодателям знания и умения.

Эти люди могут получить дополнительную подготовку или переквалифицироваться (также возможна замена этих сотрудников на более молодых). Например, машинистка, уволенная в 1980-е, могла научиться работать на компьютере или найти место, где печатные машинки еще применялись.

Компании тоже могут реагировать на изменение спроса. Так, в 1980-е годы организации обучали машинисток работе с текстовыми редакторами или же оставляли несколько вакансий для тех, кто мог работать только на печатных машинках. Хотя общая продуктивность снижается, если на работу берут людей с недостающими навыками, эти специалисты обходятся намного дешевле — и в этом многие работодатели видели определенное преимущество.

Наши исследования подтвердили, что такого рода адаптация к изменениям происходит достаточно быстро, и тем самым предотвращается рост безработицы. В принципе не так много вакансий, которые легко заполнить и которые высоко оплачиваются. А именно это бы и произошло, если бы рынок труда не поспевал за спросом и компании с трудом находили специалистов.

Читайте материал по теме: 7 способов умного найма персонала

Но все же дефицит определенных навыков сохраняется, потому что усилия и самих специалистов, и компаний по его преодолению окупятся лишь тогда, когда предлагаемые зарплаты начнут отражать соотношение реального (а не желаемого организациями) спроса и предложения по тем или иным навыкам и отраслям. Наши выводы показывают, что этого пока что не происходит: в ряде прибыльных отраслей (розничная торговля, образование, горно-добывающая промышленность, деревообработка) зарплаты остаются низкими, а потому они не привлекают действительно квалифицированных специалистов, а в тех отраслях, где платят лучше (финансы, ИТ), сотрудники приносят меньше доходов.

Представьте себе, что конкретный набор умений — например, в профессии инженера — гарантирует высокую продуктивность конкретного специалиста, но его зарплата ее не отражает. Неудивительно, что люди не стремятся приобретать такие навыки, если они не получают никакой выгоды от собственной возросшей эффективности. Например, в Великобритании менее половины выпускников-технарей идут в науку, а в других отраслях наличие диплома по естественно-научной специальности вовсе никак не сказывается на зарплате.

С другой стороны, компании хотят получить спецов именно с техническими навыками, ведь они высокопродуктивны, а обходятся недорого. Предприятия открывают множество вакансий — и с огромным трудом их заполняют.

Организации часто поднимают вопрос о реформе образования, требуемой для преодоления дефицита столь желанных ими навыков на рынке труда, но наши исследования показывают, что это не поможет и по очень простой причине: студенты сами решают, какие знания и умения стоит приобрести во время учебы и как их применить по окончании вуза. Сколько ни поощряй университеты готовить больше физиков и инженеров, ничего не изменится, если выпускники пойдут на работу в инвестиционные банки, где оклады и бонусы выше.

К сожалению, наше исследование не может объяснить, почему зарплаты не отражают реальное состояние рынка труда, спрос и предложение по конкретным профессиям. Но наши данные ясно указывают, что специалистам с ограниченными компетенциями предлагается слишком низкое жалованье, по сравнению с тем, что компании готовы платить сотрудникам с более широким набором навыков. Вроде бы возникает интересная возможность для тех фирм, которые готовы пойти людям навстречу: платя больше за нужные навыки, работодатель сможет привлечь достаточное число специалистов — и компания получит заметное конкурентное преимущество.