Большие данные в кадровой политике: проблема и решение | Большие Идеи

? Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Большие данные в кадровой политике: проблема
и решение

Разумеется, многим компаниям анализ данных идет на пользу. Но есть и области, где от него больше разочарований, чем реальной пользы.

Автор: Дэниел Гоулман

Большие данные в кадровой политике: проблема и решение

читайте также

Хищники и жертвы: новая экология конкуренции

Джеймс Мур

Рекламщикам не нужно быть более креативными

Майкл Шрейдж

Нужен ли руководителю отпуск?

Розабет Мосс Кантер

Как рынку прямых инвестиций пережить кризис среднего возраста

Карим Хайралла,  Франсуа Манн Квиричи

После беседы в международной консалтинговой компании – как справляться с тяготами постоянных командировок и как обращаться с требовательными клиентами – одна из участниц отвела меня в сторону и поведала, что с ума ее сводят не столько клиенты, сколько собственный босс, тиран и самодур, который за малейшую провинность орет на подчиненных. Он превратил их жизнь в ад и лучшие давно уже перебрались на другую работу.

Мне вспомнился этот разговор при чтении передовицы журнала TIME, посвященной очередной моде кадровиков: они пытаются с помощью анализа больших данных и личностных тестов подобрать наилучшего кандидата на должность. Замеряют «XQ».

Разумеется, многим компаниям анализ данных идет на пользу. Но есть и области, где от него больше разочарований, чем реальной пользы. Эксперты предупреждают: большие данные, как и любой метод, не могут дать больше, чем содержится в вопросе, а сейчас немало алгоритмов, построенных на неверных предпосылках.

Ученые приговаривают: «Если ты прибегаешь к статистике, полной определенности не жди». Любой анализ большого массива данных обязательно покажет случайные корреляции, которые могут показаться «значимыми», но это не сигнал, а шумы.

И еще вопрос, какой мерой человек меряет «успех». Для анализа больших данных требуются жесткие параметры оценки результатов, но чаще всего имеющиеся в наличие параметры – совсем не главные факторы, от которых зависит процветание компании.

Любой начальник, вроде описанного выше мелкого тирана, может заставить подчиненных работать изо всех сил во имя квартального отчета, например, и при этом полностью загубить эмоциональную атмосферу, от которой зависит жизнь компании. Давно известно: менеджеры, чересчур сосредоточенные на результатах в ущерб всему человеческому, в долгосрочной перспективе наносят организации серьезный вред. Используя в качестве основных параметров «результаты» - например, какую сумму руководитель и его команда заработали – но забывая о роли управленца, о его влиянии на мораль, лояльность, сосредоточенность и стрессовое состояние подчиненных – мы получим в итоге совершенно неверный рейтинг «лучших боссов».

Читайте материал по теме: Почему вашей компании так нужны новобранцы

Не случайно в Google, где уж точно хватает алгоритмов, опирающихся на гигантские базы данных, специалисты отказались от такого метода оценки при решении вопросов управления и оценки персоналом. Ласло Бок поясняет: «Компания столько возится с алгоритмами, что хорошо понимает, где они годятся, а где нет. В сами тесты нередко проникают предрассудки, те или иные свойства личности могут повлечь несправедливую дискриминацию и т.д».

Но основной довод против них – тот факт, что о будущих успехах проще всего судить по прежним достижениям. А значит, самую точную оценку человек получает от тех, кто хорошо его знает.

На этом настаивает, например, Клаудио Фернандес-Араос в мгновенно ставшем классическом руководстве по найму: «Сначала «кто», потом «что»». Он считает, что наиболее полезную и достоверную информацию можно получить от тех, кто работал прежде с кандидатом на ту или иную должность.

Надежность и честность, в частности, лучше всего удается оценить на собеседовании, а никак не с помощью примитивного теста (беспринципный человек в вопросах, нацеленных на проверку честности, соврет – недорого возьмет). Исследование Фреда Киля показало, что такие черты характера, как сострадание и честность, являются существенными «предсказателями» успеха в бизнесе, сколь это ни удивительно. Люди с такими талантами добиваются в бизнесе впятеро лучших результатов, чем беспринципные эгоисты.

На что вы скорее положитесь, оценивая надежность кандидата: на его ответы в тесте или на сообщения людей, которые уже имели с ним дело?

Читайте материал по теме: Интроверты, экстраверты и динамика в группе

Вот что я вам посоветую: не упускайте из виду разницу между минимальными требованиями к компетентности – и выдающимися. Минимальным требованиям должен соответствовать любой соискатель. В Google эти минимальные требования включают прохождение теста, по результатам которого вы должны попасть в 1% самых умных людей планеты. Там, где используется XQ, оценка результатов теста методом больших данных, устанавливается свой необходимый уровень корреляции.

Но встречаются и выдающиеся способности, такой уровень знаний и умений, какой проявляют лишь лучшие, а не средние специалисты. И для подтверждения таких способностей разумнее всего посоветоваться с людьми, которые имеют опыт работы с этим человеком.

Читайте по теме: