Почему люди плачут на работе | Большие Идеи

? Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему люди плачут
на работе

Стресс на рабочем месте всякого может извести.

Автор: Анна Раньери

Почему люди плачут на работе

читайте также

Не пора ли трансформироваться?

Бертолини Марк,  Вальдек Эндрю,  Дункан Дэвид

Использовать «разрыв мобильного интернета»

Чакраворти Башкар,  Чатурведи Рави

Как научить предпринимательству

Карл Шрамм

Как рынок погубил Twitter

Джастин Фокс

Стресс на рабочем месте всякого может извести. В роли коуча руководителей я каждый день сталкиваюсь с радостью, печалью, разочарованием и фрустрацией. Но хотя на работе мы переживаем всю гамму эмоций, существует консенсус: никто не должен на работе рыдать, впадать в безнадежность, отчаиваться. Если начальник довел подчиненного до слез, его главная задача — сделать так, чтобы подобное никогда не повторилось. Но как это сделать?

Прежде всего, нужно разобраться. Что конкретно вызвало эти слезы? Люди плачут порой от горя, но часто за слезами прячется иное чувство — разочарование, гнев, беспомощность, тревога, низкая самооценка, негативное представление о себе. Как опытный психолог, я понимаю, что нужно принять во внимание когнитивные и эмоциональные особенности расплакавшегося, а также общую ситуацию в целом. Чего на самом деле добивается этот человек: пробить бесчувственного начальника или же избавиться от неприятного поручения? Обычно человеку не удается ни то, ни другое, остается лишь плакать.

Ситуации, доводящие до слез, можно разбить на три типа.

Давящий начальник

Приятно быть очень умным, во всем успешным боссом. Но учтите, что в глазах подчиненных вы можете оказаться укротителем, который ставит непосильные задачи, а люди лишь трясутся от страха и не знают, как дотянуться до ваших высочайших стандартов. В таком случае обычное замечание, которым вы хотели подбодрить подчиненного и побудить его приложить больше сил или умения, воспринимается как: «Вы безнадежны» — а безнадежность вызывает поток слез. Бывает и так, что начальник сознательно запугивает подчиненных, видя в страхе лучшую мотивацию, или срывается в напряженной ситуации и говорит резко, а ведь мог бы сказать что-то вроде: «Слушайте, у нас тут крепкий орешек. Спасибо всем, и нам придется еще немало повозиться, но дело того стоит. Приложим все силы и добьемся своего!».

Организационная культура и несовпадение культур

Особая культура есть и у семей, и у социальных групп, у разных стран, и также у каждой компании. От сотрудников ждут определенного поведения. В некоторых организациях напряженный разговор считается нормой и никто не обижается, а в других критику или наставление следует подавать с пониманием и сочувствием. Если вы только пришли в компанию, или если вам приходится иметь дело с новичком, вы рискуете высказаться чересчур откровенно, когда от вас ждут большей деликатности. Мне часто приходится объяснять менеджерам, что их «откровенность» воспринимается как оголтелое нападение.

С профессиональной жизнью пересекается личная

Как часто разговор в офисе исчерпывается репликами:

— Привет! Как дела?

— Отлично, а у тебя?

— Все хорошо, спасибо.

Люди далеко не всегда приносят на работу те проблемы, которые накапливаются в личной жизни. Но, возможно, что бухгалтер, разрыдавшаяся, когда дебет не сошелся с кредитом, удручена вовсе не подсчетами, а тем, что у нее вообще все в жизни не ладится. Может быть, человек тяжело болен, оплакивает утрату близкого друга или родственника, пытается справиться с какой-то неудачей — и достаточно простейшего замечания, чтобы пресловутая соломинка сломала спину верблюда.

Читайте материал по теме: 4 вредоносных мифа, в которые все еще верят многие компании

В любом случае нужно разобраться, что же произошло. И вот как это делается.

Во-первых, слушайте. Найдите безопасное, приватное место — кабинет, где можно поговорить наедине, конференц-зал, если там никого нет. Спросите своего сотрудника, что случилось, и внимательно его выслушайте. Ему может понадобиться какое-то время, прежде чем он сумеет выразить свои чувства, так что запаситесь терпением. Я слышал от людей, которые ранее были склонны к слезам, что именно готовность начальника выслушать и помочь способствовала восстановлению доверия и более продуктивного понимания.

Проявите сочувствие, будьте готовы узнать что-то новое. Даже если вы не вполне понимаете, почему ваш коллега расстроился, что вызвало слезы, ваша готовность принять его чувства во внимание поможет наладить более эффективную работу —и в целом вы, вероятно, станете лучшим начальником.

Извинитесь, если это уместно. Если ваше поведение было небезупречным или могло показаться таковым, то дайте понять, что вы сожалеете о своих словах или поступках и о том, как они отразились на этом сотруднике. Если же выяснится, что слезы вызваны другими, нерабочего характера проблемами, посочувствуйте чужой боли и постарайтесь утешить.

Читайте материал по теме: Сон важнее еды

Помогите сотруднику сохранить лицо. И мужчинам, и женщинам не хочется, чтобы их застали в слезах. Это даже унизительно. Не в ваших силах отменить то, что уже произошло, но вы можете дать себе зарок никогда больше не доводить человека до слез. Если это произошло на глазах у других и вашему сотруднику это нужно, вы можете принести извинения публично и попросить, чтобы впредь коллеги предупреждали вас, когда вы перегибаете палку.

Присмотритесь: может быть, этот человек слишком чувствителен или у него сейчас трудное время. В таком случае нужно уделять ему больше внимания, хвалить за любую удачу. Похвала помогает сохранить мотивацию и не отчаяться в трудный период жизни.

Учитывайте перспективу. Итак, вы обсудили с сотрудником ситуацию, извинились, если были ее виновником, поняли, что нужно исправить в собственном поведении. Но нужно также присмотреться к источникам стресса. Если вы поймете, что нужно больше слушать, активнее выражать доверие сотрудникам или что-то менять в корпоративной культуре, беритесь за дело. Убедите свою команду, что у вас никто больше плакать не будет. Никогда.

Читайте по теме: