Четыре совета по улучшению офисного пространства | Большие Идеи

? Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Четыре совета по улучшению
офисного пространства

Психологи подошли с научной точки зрения к организации офисного пространства, и их уже сейчас можно назвать новыми гуру в сфере дизайна.

Автор: Салли Августин

Четыре совета по улучшению офисного пространства

читайте также

«Harvard Business Review — Россия» №131: самое интересное

Редакция «HBR — Россия»

Как приспособиться к новой среде без гиперадаптации

Энди Молински

25 ноября прошла встреча Интеллектуального Клуба HBR

«Не рассказывайте нам, что делать»: три стратегии для внедрения новых технологий в вашей компании

Джанмарио Верона,  Констанс Хелфат,  Кристиан Стадлер

Большинство из нас признает, что качественный дизайн действительно влияет на образ мыслей и поведение людей. В наше время работодателю нужны сотрудники, преданные своему делу, а потому компания стремится стимулировать определенный тип поведения и мышления члена своей команды: очевидно, что при таком подходе следует уделить больше внимания организации рабочего пространства. Есть несколько средств, способных увеличить или, наоборот, уменьшить уровень вовлеченности сотрудника в рабочий процесс.

Психологи подошли с научной точки зрения к организации офисного пространства, и их уже сейчас можно назвать новыми гуру в сфере дизайна. Они попытались определить, как менялось поведение сотрудников в зависимости от организации их рабочего пространства. Люди ориентируются на то, как взаимодействуют в интерьере их когнитивный опыт, различные психологические факторы (например, потребность иметь личное пространство) и некоторые другие аспекты. И число их может быть весьма значительным: например, соотношение пространства и личности человека, а также его национальная культура.

Психологов, занимающихся этими сложными исследованиями, всего-то пара дюжин специалистов на весь мир, и именно они вплетают научные знания о дизайне помещений, которые пока хранятся в стенах университетов, в дизайн нашего рабочего пространства так, чтобы наша жизнь стала лучше.

Один из ключевых аспектов этих исследований — это влияние дизайна на настрой сотрудников. Именно он определяет уровень вовлеченности в работу: чем позитивнее атмосфера — тем выше производительность труда. Дизайн, цель которого состоит в том, чтобы вдохновить сотрудника на более эффективную деятельность, должен способствовать возникновению такого положительного настроя.

Рабочие места, которые спланированы с учетом интересов всех членов коллектива, показывают, как на самом деле к ним относится работодатель и к их вкладу в общее дело. Душевный подъем, порождаемый ощущением собственной значимости, улучшает эффективность работы. Можно извести тонны бумаги, отправляя в печать листовки, «кричащие» о целях и миссии компании, в подробностях описывающие, как же высоко ценятся все сотрудники своими работодателями. Но подобные заявления по большей части игнорируются самими сотрудниками. Они тратят много времени на «чтение» подобных сообщений, развешенных в офисе. В реальности же рабочие места стоят огромных денег: вспомните, сколько раз вы слышали поговорку «не слово, а дело». Именно поэтому посыл, который дает всем членам коллектива организация их рабочего пространства, имеет гораздо большее значение в их представлении, нежели пустые штампованные фразы.

Рабочее место — это показатель уважения к сотрудникам, оно формирует и саму атмосферу трудовой деятельности. Люди хотят выполнять свою работу хорошо. Эффективность труда на рабочем месте в значительной мере определяет и личную самооценку; немногие из нас хотели бы прожить жизнь человека, неспособного реализовать себя в профессиональной жизни.

В общем и целом, работа дизайнера начинается с общения: такой человек проводит беседу с сотрудниками, которым предстоит занимать это рабочее пространство, и задает людям вопросы насчет их работы и того, как дизайн рабочего пространства может оптимизировать продуктивность их деятельности. Но зачастую конечный результат проектных изысканий дизайнера не отражает результатов подобных обсуждений. Рабочие места обустраивают таким образом, чтобы они выглядели привлекательно или соответствовали стандартам, которые гендиректор компании только что видел в глянцевом журнале или на худой конец такой дизайн просто должен соответствовать какой-то мутно и плохо сформулированной цели вроде улучшения атмосферы сотрудничества в коллективе.

Дизайн рабочих мест должен быть реализован так, чтобы сотрудники, чем бы они ни были заняты, могли приносить максимальную пользу работодателю. Подобная занятость может быть совершенно различной: от написания рекламных листовок до финансового анализа и разработки стратегии компании — все что угодно.

Большинству сотрудников необходимо концентрироваться на текущем задании, что довольно сложно, если ты сидишь за перегородкой или если перегородки отсутствуют вовсе, и сотрудники вынуждены сидеть лицом к лицу за длинными столами, смотря друг на друга. Подобные открытые пространства едва ли способствуют позитивному общению. Все больше исследований показывает, что подобная организация офисного пространства вовсе не мотивирует людей на конструктивную работу и взаимодействие между сотрудниками.

Крупные и средние компании вполне могут организовать своим сотрудникам рабочие места в штаб-квартире. Это, пожалуй, несколько лучше, чем требовать от людей работать в хаосе тесных филиальных офисов. Но при таких переездах сотрудники многое забывают, порой даже важные вещи. Их резко просят свернуть текущую деятельность и перебраться в другое место поближе к руководству, чтобы там они смогли глубже погрузиться в работу.

Не нужно иметь специального образования, чтобы понимать: если сотрудник занят умственным трудом, то, работая в пространстве, где постоянно что-то происходит, существует риск того, что какой-нибудь сверхважный отчет будет выполнен без необходимого анализа, почти механически. Кроме того, сотрудники оценивают свой менеджмент в том числе с точки зрения созданных для них условий труда. А потому они бывают не слишком довольны теми руководителями, что не могут предоставить им комфортное рабочее место.

На что же в итоге следует обратить внимание, делая планировку офисного пространства? Вот лишь несколько идей.

Цветовая гамма имеет важное значение. Если люди занимаются серьезной интеллектуальной деятельностью, цветовая гамма их рабочего места должна быть расслабляющей, а если выполняемый ими умственный труд относительно легок, следует ориентироваться на более яркие, заряжающие энергией цвета. Насыщенные, но в меру броские и не слепленные в мозаику цвета способствуют расслаблению. Лучше всего подходит умеренная сложность в визуальном восприятии. Это значит, что цветовая гамма, используемая в помещении, должна быть максимально однотонной, и все декоративные элементы, используемые в интерьере, должны быть тщательно подобраны. Следует избегать излишней строгости. Это разрушает нашу естественную окружающую среду и вызывает сильное эмоциональное напряжение.

Проведите независимый опрос среди своих сотрудников. Персонал формируют свое личное рабочее пространство исходя из своей национальной принадлежности, а также корпоративной и профессиональной культуры (у инженера свое восприятие, у бухгалтера — свое) или профессионального опыта. Хотите знать, что думают ваши сотрудники по поводу своего места работы? Тогда устройте опрос: наймите кого-нибудь со стороны, пообещайте, что все будет строго конфиденциально и ответы будут анонимными, а дальше внимательно прислушайтесь к ответам.

Позвольте своим сотрудникам контролировать ситуацию. Организация рабочего пространства стимулирует взаимодействие между членами коллектива, а также демонстрирует, насколько тот или иной сотрудник ценен для организации, а также дает ему возможность контролировать свои физические ощущения в офисе. Каждый член коллектива может внести свою лепту в деятельность компании: поменять освещение (пусть это всего лишь настольная лампа), изменить температурный режим и находиться там, где легко можно сделать небольшую перестановку мебели. Если необходимо личное пространство — пожалуйста, это тоже можно устроить. К сожалению, в наше время единственным местом, где сотрудник может уединиться и посидеть в тишине, — это офисный туалет. Всем нам необходимо личное пространство. Только оставшись наедине с самим собой, можно собраться с мыслями и составить планы на будущее.

Помните про тест с бурундучком. Когда вы выбираете офисную мебель и планируете дизайн помещения, помните о бурундучках. Человек чувствует себя комфортно, когда сидит в глубоком кресле и при этом имеет возможность наблюдать за происходящим вокруг, как будто находится в гнезде, расположенном на дереве. В наше время подобного рода дизайн может быть реализован на практике. Расположите небольшие переговорные комнаты в коридорах или на этаже. Вас можно поздравить, если такие комнаты расположены чуть выше от пола и освещение в них чуть темнее, чем во всем помещении. И когда в следующий раз вы заметите повернутые к общему коридору спинки кресел, спросите себя, а захочет ли бурундучок сидеть на этом кресле спиной к проходу? Ему будет комфортно? Ответы на эти вопросы подскажут вам, комфортно ли бурундучку на рабочем месте, и приведут вас прямо к тому, как нужно правильно использовать офисное помещение, чтобы сотрудникам было комфортно в нем работать.

Дизайн офисного пространства напрямую связан с качеством работы сотрудников. Продуманный дизайн помещений, которые отражают нужды и интересы членов — это важные элементы ежедневной рутины, которые сотрудники замечают, по-своему воспринимают и ценят в рабочем процессе. И поверьте, именно такой дизайн рождает правильные рабочие установки — просто попробуйте.