Новая культура — новые правила | Большие Идеи

? Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Новая культура —
новые правила

Мудрый начальник должен уметь совмещать неформальность и деловитость в коммуникации с подчиненными в нужной пропорции.

Автор: Энди Молински

Новая культура — новые правила

читайте также

Стратегия для стартапа

Джошуа Ганс,  Скотт Стерн,  Эрин Скотт

«Учиться — значит развивать умение отыскивать новые ходы в непривычных обстоятельствах»

Элисон Биард

В режиме онлайн: как отделить личное от профессионального в соцсетях

Ариан Олье-Малатерр,  Нэнси Ротбард

Преференции — протекционизм в новом обличье?

Абрами Реджин

Ксавье Фрай хотел поскорее перейти к делу. Родом из Цюриха, руководитель с 10-летним стажем работы в Германии и Швейцарии, Ксавье прилетел в Монтеррей несколько дней назад. Его крупная европейская фармацевтическая корпорация недавно приобрела небольшую фирму в Мексике, и задачей Ксавье на будущий год было управлять отделом разработки продукции в Монтеррее.

Ксавье не терпелось попробовать себя в новой роли и поскорее доложить своему начальству о результатах, поэтому он хотел взяться за дело без промедления. Он запланировал совещание со своей новой командой и распределил рабочие обязанности, тщательно расписал все задачи и расставил даты. Он также постарался довести до сотрудников мысль, насколько сильна конкуренция в Европе и что теперь их команде придется работать быстрее, чем они привыкли.

Казалось, он сделал все, чтобы создать оптимальные условия для получения оптимального результата. Но почему-то все это не сработало. Никто не выражал недовольства, коллектив демонстрировал ему уважение и доверие, но... Ксавье заметил, что люди в офисе, обычно дружелюбные и общительные, сразу сворачивают разговор, стоило ему появиться. У Ксавье был успешный опыт работы инженером в Европе, но тут дело было явно в другом.

Читайте материал по теме: 7 вещей, которые делают хорошие работодатели

Основной ошибкой Ксавье, конечно же, была попытка использовать слишком «деловой» стиль общения с мексиканскими коллегами. В Мексике взаимоотношения имеют огромное значение. Поэтому для начальника очень важно демонстрировать, что он заботится о своих подчиненных. Конечно, работа и ее результат тоже имеет значение, однако способ мотивации, который вероятнее всего сработает в Мексике, не очень «деловой». Поэтому мудрый начальник должен уметь совмещать неформальность и деловитость в коммуникации с подчиненными в нужной пропорции. Но многие руководители испытывают при этом затруднения.

Обычно в условиях родной культурной среды человеку интуитивно легче найти подобный баланс, ведь в каждой стране этот своеобразный коктейль имеет свои особенности. В Мексике важно уделить время тому, чтобы как следует узнать друг друга и выстроить взаимоотношения, прежде чем собственно начать работать. Напротив, в Германии следует практически сразу перейти к делу. Но как себя вести, если вам приходится работать на другом конце света или руководить людьми, имеющих разные культурные корни? Как найти оптимальный баланс?

Первый совет руководителю — понаблюдайте за обстановкой. Как здесь принято себя вести? Насколько важны личные отношения в коллективе? Или все исключительно завязано на рабочие задачи? Или дело в комбинации того и другого? Как показывает нам пример, приведенный выше, национальная культура играет тут очень важную роль. Мексика — пример культуры, завязанной на взаимоотношениях. Также обстоят дела и в Китае. Там, чтобы упрочить свое положение и заслужить доверие, сначала нужно наладить контакт с коллективом. Но не стоит считать культурную среду единственным фактором, который заслуживает внимания. Также важно учитывать специфику индустрии и даже конкретной компании. И в Китае, и в Мексике есть фирмы с совершенно иной корпоративной культурой, отличной от общепринятой. Понимание этих нюансов чрезвычайно важно для установления баланса при выстраивании взаимоотношений с коллективом.

Читайте материал по теме: Почему не стоит сравнивать компанию с семьей

Помимо этого важно знать культурные корни конкретных людей, с которыми приходится работать. В случае с Ксавье Фраем его коллеги были местными. Конкретно под них ему приходилось адаптировать свое поведение. Но что, если ваши сотрудники ведут себя нетипично для национального культурного стереотипа? Или если у вас в компании работают люди из разных стран? В этом случае вам стоит тем более внимательно относиться к выстраиванию баланса между неформальной и деловой моделями коммуникации. И, разумеется, вам не стоит забывать про корпоративную культуру и правила фирмы, зачастую негласные, но оттого не менее важные.

Наконец, как руководитель вы имеете шанс создать новую культуру общения внутри вашего коллектива. Делать это стоит вдумчиво и преследовать при этом определенные цели. Какой тип взаимоотношений будет лучше для вас и вашей команды? Как он трансформируется со временем? На эти вопросы нет единого ответа, который работал бы во всех случаях. Однако задавать их важно, если вы хотите создать культуру, которая подойдет вам и вашей команде в той или иной культурной среде.

Читайте по теме: