читайте также
В Википедии есть несколько определений культуры как с точки зрения антропологии, так и социологии и психологии, но с точки зрения культуры организации лучшее определение дает голландский социолог Герт Хофстеде - "коллективное программирование мыслей, которое отличает одну группу или категорию людей от другой". Другими словами, это нечто, что определяет направление мыслей сотрудников, их поведение, как они принимают решения и какие ценности они кладут в основу этих решений. Это что-то вроде коллективного разума и коллективной памяти, носители которой все и никто одновременно. Получается все красиво и понятно: если создать в организации культуру, в которой удовлетворенность клиента ценится высоко, то все сотрудники будут действовать соответственно и клиенты будут довольны. Исследователи считают, что одной из основных причин, приведших к краху таких компаний, как Enron и Merrill Lynch, была организационная культура, в которой краткосрочная прибыль ценилась превыше всего. Примеров можно найти множество, хорошо известны и описаны бизнес-кейсы позитивных изменений культуры в таких компаниях как: Wal-Mart, Southwest Airlines, Hewlett Packard. Культура в организациях есть, она разная и постоянно меняется.
Если культура существует, то в чем она проявляется? Материальные воплощения организационной культуры такие же, как и в антропологии: это символы, ритуалы, легенды и герои. В нашем случае те, что есть в организации. Выходит, что если взять и повесить по всей компании мотивирующие постеры с корпоративным лозунгом, то и оргкультура поменяется? На самом деле - да, если "назначать героями" тех, у кого лучшие показатели по удовлетворенности клиентов и доходам, полученным с покупателя, повесить на стенах офиса и вставить в рабочие презентации соответствующие лозунги. Сотрудники начнут ориентироваться на новые ценности, и их поведение начнет меняться. Получается, что люди обучатся новому поведению и поменяются просто от того, что поменяются плакаты? Так, может, нам все органы власти завесить мотивирующими плакатами и раз в год разыгрывать премию и медаль самому честному чиновнику - и все: больше не будет коррупции в органах власти? В это попросту невозможно поверить. Чего-то не хватает?
Для того чтобы поменяться, нужно научиться вести себя по-новому. Все начинается с обучения. Нужно научить людей новым стандартам поведения и новым ценностям. В данном случае теория Социального обучения, предложенная американским психологом Альбертом Бандурой, очень хорошо объясняет этот механизм. Он проводил эксперименты: давал детям наблюдать агрессивное поведение взрослых и потом оставлял их наединe с куклой. Дети, бывшие свидетелями агрессивного поведения взрослых, быстро переняли этот опыт и начали агрессивно играть с куклой. В организациях прекрасно работают принципы социального обучения, и сотрудники легко учатся у более опытных и старших товарищей, как и перенимают их поведение. Выходит, что нужно научить лидеров правильному поведению, а с них будут брать пример рядовые сотрудники? Так лидер определяет культуру или культура - лидера? А какая роль тогда всех этих символов, легенд, героев и ритуалов?
Для того чтобы это понять, нужно углубиться в понятие лидерства. В данном контексте очень уместна Теория Джекобсона, описывающая жизненный цикл харизматичного лидера. Данная теория описывает динамику развития лидера в шесть фаз. Первая фаза - это идентификация лидера. На второй фазе происходит его становление, он вызывает доверие у своих сторонников, и они начинают доверять его способностям для решения конкретных задач. На третьей фазе происходит рост доверия и укрепление власти лидера за счет приверженности сторонников и взаимных обязательств. Эта фаза - уже пик на данной кривой, это одновременно и наивысшая точка и начало спада. Именно в этот период, для того чтобы законсервировать ситуацию на долгосрочный период, и происходит ритуализация и рутинализация. Именно на этой фазе и создаются ценности, ритуалы, символы как способ улучшения коммуникации между лидером и его подчиненными (в том числе и с целью удержать власть как можно дольше). Именно на этой фазе и создается корпоративная культура. Следующие фазы: разочарования, деперсонализации и отдаления - уже фазы упадка.
Итак, корпоративная культура - это набор символов, ритуалов, ценностей, при помощи которых лидер укрепляет и удерживает свою власть, распределение ролей и саму ситуацию в фазах зрелости и взаимной приверженности. Следовательно, оторванная от лидера корпоративная культура становится просто набором красивых постеров и лозунгов. Для изменения культуры должно меняться само поведение лидера или же самого лидера следует заменить.
Читайте по теме: