читайте также
Роберт никак не мог понять, почему он так устает от общения с новым сотрудником, Лукасом. С виду парень казался приветливым, за любое поручение брался охотно, и все же после разговора начальник недоумевал, каковы истинные намерения Лукаса. Он брал на себя множество обязательств и ничего не выполнял.
В особенности смущало пренебрежение Лукаса к дедлайнам. Всякий раз, когда Роберт напоминал ему о сроках, находилось оправдание: дата не была обговорена или он недопонял что-то или поручил часть работы другому сотруднику, а тот не справился. Хуже того, Лукас, по словам коллег, постоянно жаловался им на Роберта за его спиной.
В бизнес-школе учат стратегии, тренируют вдохновлять и наставлять подчиненных, строить команду, делегировать полномочия. Но готовят ли там к взаимодействию с такими сотрудниками, которые остаются глухи к мотивации, попыткам влиять на их поведение и методам коучинга? Не уверен, что эта непростая тема вообще затрагивается в бизнес-школах, хотя во многих организациях подобные люди встречаются нередко.
Поведение Лукаса психолог оценил бы как пассивно-агрессивное: он постоянно выражал негативные эмоции, досаду, агрессию, но в неуверенной, пассивной форме. Внешне такие люди ведут себя приветливо, со всем соглашаются, и потому их так трудно уличить и призвать к ответу.
Откуда берется такое поведение? Обычно из семьи, где родители жестко контролируют детей и не позволяют им выплеснуть гнев. Ни протестовать, ни выражать свои желания дети не вправе. И впоследствии авторитетные фигуры представляются им подавляющими и даже враждебными. Свою независимость ребенок отстаивает в такой вот форме псевдопокорности.
Беда в том, что, устроившись на работу в организацию, где, скорее всего, существует определенная иерархия, этот человек возвращается к пассивно-агрессивной схеме своего детства, прибегает к тем же адаптационным стратегиям. Иными словами, пассивно-агрессивные люди выражают уважение к старшим по должности, как выражали уважение старшим по возрасту, когда были детьми, но втайне пытаются подорвать их авторитет.
Роберт, мой бывший ученик, распознал в поведении Лукаса классический пассивно-агрессивный тип и обратился ко мне за помощью.
Основа коучинга в таких случаях — научить пассивно-агрессивного клиента открытому выражению негативных эмоций. Это изматывающий процесс для коуча, который превращается в громоотвод для чужого гнева и при этом не должен принимать это за личную обиду. Обычно я начинаю с того, что помогаю человеку осознать проблему (помимо занятий в бизнес-школе я веду практику как психолог и коуч руководителей). Затем мы присматриваемся к личному опыту человека. Я поручил Роберту провести в команде опрос, посвященный теме лидерства. Как мы и ожидали, этот тест показал, что Лукас своим поведением напрягал всю команду. Это дало мне повод встретиться с ним для беседы и обсудить причины такого поведения.
Когда мы добрались до проблемы гнева, я стал поощрять Лукаса к открытому выражению своих эмоций. Например, когда он сказал мне, что я отвел ему слишком мало времени для выполнения задания, то предъявил в качестве доказательства электронное письмо, в котором он обещал уложиться в условленный срок. Я согласился, что времени действительно было мало, но спросил, почему же он не возразил в тот момент, когда получил задание и мог оценить его сложность. Возможно, сказал я, в следующий раз он выскажется откровеннее — и я это оценю.
Когда я добился откровенного выражения чувств, я похвалил моего подопечного за честность. Смысл заключался в том, чтобы научить его открыто выплескивать свои негативные эмоции и преодолевать проблемы, а не выражать их пассивно. Также мы рассмотрели его прямую конфронтацию с Робертом и другими коллегами, а затем проанализировали, в чем заключалась ее главная причина.
Это был медленный процесс, иногда утомительный, иногда занятный. Полезно показать человеку, как порой нелепо он себя ведет. Лукасу я сказал: поскольку он никогда не возражает против очередного задания, я буду, пожалуй, давать все более сложные и даже невыполнимые поручения, просто чтобы посмотреть, какие он придумает оправдания, когда с ними не справится. И только тогда он научился протестовать и говорить, что я требую невозможного.
Стоит ли пускаться на такие ухищрения, чтобы удержать пассивно-агрессивного игрока в команде? Дело в том, что эти люди зачастую бывают отличными специалистами, вот только в команде не могут работать. Отстаивая себя, они углубляются в какую-то узкую область, в которой их родители не разбираются и не могут давить. И все прекрасно, пока такой человек не устраивается на работу: тут он взаимодействует с другими людьми, которые обладают знаниями и опытом в той же области и могут с ним потягаться.
Главное, что коучинг и терапия помогают в этом вопросе. Когда Лукас осознал свои проблемы и понял, в чем благо открытого столкновения, он откорректировал свое поведение так, чтобы не доставлять лишних проблем ни коллегам, ни себе самому.
Читайте по теме: