Плохая погода повышает продуктивность труда | Большие Идеи

? Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Плохая погода повышает
продуктивность труда

Высокая продуктивность обуславливается минимальным количеством отвлекающих факторов.

Автор: Франческа Джино

Плохая погода повышает продуктивность труда

читайте также

Как отличить инновацию от хорошего пиара

Скотт Энтони

Готовы ли вы «продать» идею»?

Джон Коттер

Дело привычки

Анна Натитник

Как выбрать идею для нового бизнеса: пионер или последователь?

Марина Трещова

Будучи уроженкой Италии, прожившей много лет в Кембридже, штат Массачусетс, я хорошо знакома с преимуществами этого города: с парками на берегах Чарльз-ривер, необременительными прогулками от площади до площади и со «вкусом Италии» всего в нескольких милях отсюда в бостонском Норт-Энде. Тяжелее привыкнуть к арктически холодным зимам, а уж в этом году в особенности навалились и снегопады, и морозы. Такая погода мало кого радует, кроме любителей санок и коньков.

Вернее, так я рассуждала, пока не занялась исследованием связей между погодой и продуктивностью работы.

Организации пускаются на всяческие ухищрения ради повышения эффективности труда: составляют график работы так, чтобы избежать «пробок», поощряют успехи, перетасовывают рабочие задания, надеясь поддержать в сотрудниках интерес и найти применение их разнообразным способностям. Но во всех этих стратегиях не учитывается мощный внешний фактор: погода, которая вполне может повлиять на уровень продуктивности.

Мы с коллегами попросили примерно 200 взрослых человек выразить мнение о связи погоды и эффективности труда. Более 80% респондентов предположило, что хорошая погода повышает продуктивность, и такой же процент отвечавших соотнесли плохую погоду с пониженной продуктивностью.

Подтверждается ли эта интуитивная догадка реальностью? Чтобы разобраться в зависимости между погодными условиями и продуктивностью труда, мы для начала проверили данные полевого исследования, которое провели в токийском банке средней величины. Банк отслеживал продуктивность своих сотрудников на протяжении двух с половиной лет, с июня 2007 г., когда была запущена новая система ипотечного кредитования. За это время банк рассмотрел более 56 000 заявок на кредит, что потребовало обработки примерно 600 000 документов с личными данными заявителей. Такая работа требует максимальной сосредоточенности — чем пристальнее сотрудник всматривается в бумаги, тем быстрее и эффективнее справляется с делом. То есть в данном случае высокая продуктивность обуславливается минимальным количеством отвлекающих факторов.

Мы соотнесли эти цифры с данными метеонаблюдения в Токио за тот же период (для климата Токио характерны колебания между солнечной погодой и проливными дождями, существенные перепады температуры и уровня влажности). Выяснилось, что в дождь сотрудники тратят меньше времени на обработку документации: говоря строгим языком цифр, каждому сантиметру осадков соответствует ускорение транзакций на 1,3%. Мы убедились, что повышение продуктивности также происходит в дни с низкой температурой и плохой видимостью, а ясным, солнечным дням соответствует пониженная трудовая активность.

Снижение продуктивности на 1% в команде из ста человек можно приравнять к отсутствию одного сотрудника. Исходя из среднего заработка служащих банка и пропорции ясных дней в году, потери на данной операции оцениваются примерно в $18 750 ежегодно. А для всего банка с 5000 служащих совокупные потери составят по меньшей мере $937 500 в год.

Затем мы занялись поисками объяснений этого феномена. Выяснилось, что в пасмурный день люди лучше концентрируются не потому, что не любят солнечную погоду, а потому, что их не отвлекают мысли об интересных делах, которыми можно было бы заняться на улице. В хороший день отвлекающих факторов больше, и, как следствие, растет и количество ошибок.

Поскольку менеджеры пока еще не контролируют погоду, как могут они использовать эту информацию? Компания Campbell’s Soup служит удачным примером того, как бизнес может обратить метеозависимость себе во благо. Руководство компании понимало, что в холодную, сырую или ветреную погоду спрос на готовые супы возрастает, что и неудивительно. Опираясь на эту информацию, Campbell’s решила подстроить частоту появлений своих рекламы на радио к погоде в данном регионе. Был разработан алгоритм под названием «Индекс хмурости», помогающий привязать объемы радиорекламы к метеоданным. И поныне, услышав в Штатах радиорекламу супа, присмотритесь: не вышли ли вы на улицу в пальто или с зонтиком под мышкой?

Организации могли бы переносить на солнечные дни те виды работы, которые не требуют постоянной концентрации внимания, но нуждаются в большей гибкости ума. Можно было бы также конструктивно обсудить эти закономерности с сотрудниками и предоставить всем право распределять нагрузку так, чтобы добиться максимальной продуктивности. Если организации требуется постоянный уровень выработки изо дня в день, прогноз погоды подскажет, когда нужно вызывать дополнительного сотрудника. И, наконец, поскольку в разных регионах климат отличается, наше исследование указывает, что при прочих равных условиях выгоднее размещать офис там, где погода хуже. Отличная новость для компаний из Бостона.

И в следующий раз не берите в холодный, снежный, хмурый день выходной — у вас теперь появился надежный аргумент, чтобы отпрашиваться в теплое время года, в «дни низкой продуктивности».

Читайте по теме: