Большие приобретения могут развалиться из-за мелких деталей | Большие Идеи

? Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Большие приобретения могут развалиться из-за
мелких деталей

Компания Pharmateam считалась идеальной для покупки.Однако эта сделка застала врасплох сотрудников фирмы.

Авторы: Фрек Вермюлен , Ашраф Заман

читайте также

Опасные менеджеры

Марк Болино,  Энтони Клотц

Как нужно одеваться для виртуальных совещаний

Ноа Зандан,  Халли Линч

Как конкурировать со всем миром

Дмитрий Изместьев

Основатель ГК «Рики» Илья Попов: «Взрослые хотят дольше оставаться детьми»

Юлия Фуколова

В сентябре 2005 года крупная американская компания медицинских услуг Alphahealth* приобрела британскую фирму Pharmateam*.

Компания Pharmateam считалась идеальной для покупки: небольшая по размеру (всего несколько сот сотрудников) и выгодная цена. К тому же у нее был солидный список запущенных на рынок продуктов, более чем вековая история и крепкая финансовая система. Более того, это была частная компания, и поэтому при удачном раскладе можно было быстро выкупить все акции. Компания Alphahealth рассчитывала, что это приобретение станет для нее входным билетом на британский рынок. Менеджеры гордо объявили о сделке как части реализации стратегии по продвижению на зарубежные рынки.

Однако эта сделка застала врасплох сотрудников фирмы Pharmateam. Они понимали, что напряженность на рынке подталкивает к консолидации, но объявление о слиянии все же прозвучало совершенно неожиданно. Для такой типичной британской организации перспектива стать частью крупной американской международной корпорации представлялась чем-то странным и чуть ли не зловещим.

В частности, люди обратили внимание на одну любопытную деталь: официальное извещение о смене владельцев сопровождалось фотографией управляющего директора фирмы Pharmateam, пожимающего руку генеральному директору компании Alphahealth, причем на последнем не было галстука. Но больше всего сбивало с толку другое: их собственный управляющий директор тоже был без галстука. Это совершенно выходило за рамки традиционного дресс-кода.

Спустя две недели генеральный директор Alphahealth разослал всем сотрудникам поглощенной фирмы письмо, в котором рассказал о деталях сделки и выразил уважение к истории и достижениям Pharmateam. Кроме того, он писал, что теперь можно не носить на работе галстук, потому что для компании Alphahealth важнее «дружеская атмосфера» и «легкость в общении». Alphahealth всегда так поступала в случае слияний и поглощений. Ее руководство стремилось избежать культурных проблем при интеграции, но все же настаивало на подчинении общей корпоративной культуре, а отказ от ношения галстуков казался неплохим началом для этого.

Большинство сотрудников Pharmateam нехотя последовали новому правилу, но единицы отказались принять новый дресс-код и продолжали приходить на работу в галстуке. Несмотря на то, что эти люди составляли всего лишь меньшинство, они выражали настроение большего числа сотрудников. Как сказал один из них (кто, впрочем, снял с себя галстук): «Для нас это был символ профессионализма. Ношение галстука означало, что это работа, а не игра. Галстук позволял многим из нас разделять работу и частную жизнь». Несмотря на то, что управляющий директор хмурился, видя на работниках галстуки, люди сознательно игнорировали его намеки.

По мере того как руководство Alphahealth меняло порядки в компании (например, в офисах Pharmateam были перекрашены стены: вместо традиционного голубого цвета их покрасили в корпоративный красный), все больше сотрудников Pharmateam снова стали носить галстуки. В следующие недели группа «галстучников» продолжала неуклонно расти.

Вскоре те, кто носил галстук, садились все вместе на одной стороне кафетерия, а сотрудники без галстуков на другой. Каждый раз, когда очередной работник присоединялся к бунтовщикам и появлялся на работе в галстуке, в его адрес звучали аплодисменты и приветствия. Как вспоминает один из сотрудников: «Каждый день мы с нетерпением ждали, когда все придут в офис, чтобы увидеть, кто еще присоединился к нашему движению и появился на работе в галстуке». В знак солидарности некоторые женщины также начали носить костюмы с галстуками. Были и те, кто приносил с собой запасной галстук, чтобы убедить коллег присоединиться к ним. Прошло немного времени, и большинство людей уже не расставались с галстуками.

Прошло два года с момента поглощения, и руководство компании Alphahealth решило выделить фирму Pharmateam в отдельное предприятие, а ее управляющий директор был уволен. Один из сотрудников фирмы вспоминает, как люди собрались вокруг компьютера, чтобы проверить профиль директора в социльной сети LinkedIn: его статус был обозначен как «в поисках работы», а рядом фотография в галстуке.

Размышляя вслух о том, что чувствовали люди, когда руководство Alphahealth попросило их снять галстуки и как они сопротивлялись этому, тот сотрудник добавил: «Мы поняли, что американцы ни во что не ставили нашу богатую историю и традиции. Мы испытывали огромную радость, снимая галстуки на парковке, в пятницу вечером, когда садились в машины и отправлялись домой — иногда по пути останавливаясь в баре. Этот момент радости, случавшийся еженедельно, хотели украсть у нас наши американские владельцы, которые считали, что могут прийти и подмять нас под себя своей так называемой культурой».

Большинство руководителей в курсе этой печальной статистики: исследования показывают, что провалом заканчиваются 60—80 процентов подобных сделок. Многие управленцы также подчеркивают, что проблемы интеграции и культурных различий могут привести к разрушительным последствиям. Тем не менее, вопреки широкой известности этих фактов, поглощения по-прежнему в подавляющем большинстве случаев не только не создают стоимости, но и приводят к серьезным проблемам.

Причина такого положения дел состоит отчасти в том, что компании продолжают недооценивать влияние, которое слияния и поглощения могут оказывать на индивидуумов, невольно в них вовлеченных. Помимо того что у нового работодателя, как правило, другая культура, другие традиции и рабочие процессы, просто сам факт смены владельца компании влияет на то, как люди воспринимают себя, и затрагивает их ощущение личностной идентичности.

Для многих из нас личностная идентичность в большой степени определяется нашей профессией и нашим работодателем. Например, один из первых вопросов, которые мы задаем незнакомцам на вечеринках, — это «чем вы занимаетесь?» и «где (или на кого) вы работаете?». Когда мы вынуждены пересматривать ответы на эти вопросы, мы испытываем сдвиг в нашей личностной идентичности, а если он произошел не по нашей собственной инициативе, мы можем испытывать недоумение, гнев и даже разрушительные импульсы.

Исследования в области личностной идентичности доказывают, что детали, на первый взгляд кажущиеся незначительными, могут иметь масштабные последствия. Например, в одном из экспериментов профессора Кристофер Брайан, Гейб Адамс и Бенуа Монин призывали участников эксперимента: «не обманывайте» или «не будьте обманщиками». Использование второй формулировки стабильно снижало число людей, прибегающих к нечестным приемам, на более чем 50 процентов. В других экспериментах использование существительного и вовсе свело процент «обманщиков» к нулю. Хотя, казалось бы, это всего лишь банальное замещение одного слова другим, но формулировка «не будьте обманщиками» апеллирует к собственному имиджу человека и его личностной идентификации, в то время как глагол «не обманывайте» этого не делает.

Похожим образом кажущиеся тривиальными изменения в том, что ожидается от людей на работе — от одежды до моделей поведения, — могут оказывать глубочайшее влияние на их самоощущение, а также на то, насколько они чувствуют, что их личностной идентичности что-то угрожает. Через эмпирические, доступные глазу практики мы выражаем свои невидимые ценности и убеждения, из которых и состоит наша личностная идентичность. И как показывает нам случай с компаниями Alphahealth и Pharmateam, история с галстуком, которая, по идее, мало на что влияет, может стать символом личностной идентичности — или же, наоборот, символом сопротивления.

Сотрудники компании Pharmateam сплотились в протесте, поводом к которому послужил всего лишь галстук. Эта история может служить предупреждением руководителям, которые — на свой страх и риск — по-прежнему недооценивают то, насколько глубоко слияния и поглощения могут затрагивать самоощущение людей и их личностную идентификацию, и поэтому не понимают, почему компании не могут добиться успеха.