Как деньги на самом деле могут купить счастье | Большие Идеи

? Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как деньги на самом деле могут
купить счастье

Уоррен Баффетт дал всем нам совет по поводу денег, и этот совет тщательно изучили – и взяли на вооружение – многие мудрые инвесторы во всем мире.

Авторы: Элизабет Данн , Майкл Нортон

читайте также

Пять вопросов, которые помогут сделать следующий шаг в карьере

Ребекка Цукер

Секрет ИИ: почему одним компаниям алгоритмы помогают, а другим нет

Джон Д. Вуд,  Нада Р. Сандерс

Как не надо укреплять корпоративную культуру

Обманутые ожидания

Сандра Сачер,  Шалин Гупта

Уоррен Баффетт дал всем нам совет по поводу денег, и этот совет тщательно изучили – и взяли на вооружение – многие мудрые инвесторы во всем мире. Но хотя большинство людей понимают, что могут заработать больше денег, воспользовавшись помощью эксперта в этой области, в том, что касается способов деньги потратить, люди, как им кажется, прекрасно разбираются сами и в посторонней помощи не нуждаются. В результате, они следуют своей интуиции и тратят деньги на покупку вещей, которые, по их замыслу, должны сделать их счастливыми: от телевизоров до машин, от домов до запасных домов, и так далее.

Проблема в таком подходе в том, что, как показывают исследования, проведенные нами и нашими коллегами за последние десять лет, наши интуитивные воззрения на то, как превратить деньги в счастье, в лучшем случае, вводят нас в заблуждение, а в худшем, ведут нас в никуда. Все эти телевизоры, машины и дома? Они не имеют практически никакого влияния на наше счастье. Однако, есть и хорошие новости: сейчас мы уже знаем, какого рода денежные траты делают нас счастливее, и это знание окажется очень ценным и для потребителей, и для компаний.

Недавно Баффет опубликовал авторскую колонку «Мое поручительство филантропа», где, вместо того, чтобы дать читателям комментарии и рекомендации о финансовой стороне филантропии, он предложил смотреть на жертвование средств как на способ улучшить наше эмоциональное здоровье. Говоря о своем решении пожертвовать девяносто девять процентов своего состояния на благотворительность, Баффет заметил, что «никогда в жизни он не чувствовал себя более счастливым».

Но обязательно ли каждому из нас, как Баффету, отдать на благотворительные цели миллиарды долларов для того, чтобы испытать это чувство теплого свечения внутри? Нам, простым смертным, тоже повезло: даже значительно более скромные формы проявления щедрости могут сделать нас счастливыми. В ходе серии экспериментов мы обнаружили, что когда люди тратят деньги на других людей – будь то благотворительные пожертвования или покупка подарков для друзей и родственников – прилив счастья, которые они ощущают, с большой степенью вероятности, гораздо сильнее, чем когда они тратят те же суммы на себя.

Наши исследования показывают, что даже в очень бедных странах – таких, как Индия и Уганда, где множество людей с огромным трудом зарабатывает на то, чтобы просто выжить, - те, кто хотя бы задумываются о том, чтобы дать что-то другим, чувствуют себя счастливее тех, кто рассчитывает тратиться исключительно на себя. Более того, что даже когда человек тратит на кого-то другого всего лишь несколько долларов, этого оказывается уже достаточно для того, чтобы вызвать эмоциональный подъем и почувствовать прилив счастья. В ходе одного из экспериментов мы обнаружили, что те люди, которых мы просили в течение дня потратить пять долларов на другого человека или группу людей, в конце дня чувствовали себя счастливее тех, кто потратил те же пять долларов на себя.

Искусные менеджеры используют эту энергию инвестирования в других для того, чтобы улучшить эмоциональное состояние своих работников и сделать их счастливее. Например, компания Google предлагает своим сотрудникам соблазнительный «бонусный» план. У компании существует специальный фонд, благодаря которому любой сотрудник может номинировать любого другого сотрудника на получение бонуса в размере ста пятидесяти долларов. Учитывая средний порядок зарплат в компании Google, эта сумма представляется не более, чем разменной мелочью. Но энергия этого бонуса – когда человек отдает его другому, вместо того, чтобы востребовать самому, - может дать колоссальную эмоциональную отдачу.

Инвестирование в других способно повлиять и на поведение потребителей. Менеджеры одного парка развлечений не смогли убедить посетителей аттракционов приобрести снимки, запечатлевшие их прохождение по одному из многих, полных захватывающих виражей, маршрутов парка. Менее одного процента посетителей согласились купить собственную фотографию за обычную цену – двенадцать долларов и девяносто пять центов. Но исследователи попробовалли несколько видоизменить это предложение. Посетителям предлагалось заплатить за фотоснимок любую сумму на их выбор (включая ноль долларов ноль центов), но при этом им сообщали, что половина заплаченной ими суммы будет отдана на благотворительные цели. Теперь, покупая фотографию, клиент уносил домой не только сувенир, который будет напоминать ему о приятно проведенном времени, но и осознание того, что он инвестировал в других. Как только появилась такая опция, примерно четыре с половиной процента посетителей стали приобретать свои фотоснимки на аттракционах, при этом в среднем они платили более пяти долларов. В результате этой акции выручка парка за каждый сеанс каждого аттракциона увеличилась в четыре раза.

Уоррен Баффет – гуру счастья. Проведенные исследования подтверждают, что нам следует внять его совету о том, как стать счастливее, так же, как когда-то мы воспользовались его советами по поводу того, как больше заработать. Пересмотрев свои взгляды на то, как мы тратим свои деньги, - даже если это всего лишь пять долларов – мы сможем «купить» больше счасться на каждый из этих долларов. Но совет Баффета о том, как купить счастье, имеет и финансовую подоплеку. Чем счастливее чувствуют себя работники и потребители с каждым долларом, который они получают в качестве бонусов или тратят на те или иные товары и услуги, тем больше выигрывают компании, получающие довольных работников и удовлетворенных клиентов.