Мобилизоваться и действовать: как и о чем говорить с подчиненными в кризис | Большие Идеи

? Управление персоналом

Мобилизоваться и действовать: как и о чем говорить с подчиненными
в кризис

Пять задач, которые необходимо решить, выступая перед сотрудниками

Автор: Глеб Архангельский

Мобилизоваться и действовать: как и о чем говорить с подчиненными в кризис
Wilhelm Gunkel / Unsplash

читайте также

9 причин, из-за которых принимаются плохие решения

Джек Зенгер,  Джозеф Фолкман

Тренируем осознанное восприятие

Николь Торрес

Управлять талантами по-новому: кадровая аналитика в цифровую эпоху

Стивен Прокеш

Встречают по одежке: вопрос стиля никто не отменял

Джилл Коркиндейл

Вы бизнесмен или топ-менеджер. В компании кризис. Привычные цепочки поставок нарушены, крупные корпорации под корень урезают бюджеты на ваши проекты, партнеры перестали верить в долг и требуют 100% предоплаты.

В этой ситуации сотрудники — ваш главный актив и ваша главная проблема. Будут они паниковать и разбегаться — или сплотятся вокруг вас для спасения компании?

Как донести до персонала всю серьезность ситуации? Как объявить о грядущих сокращениях? Что делать с бонусами и правилами их начисления, написанными в совсем другой экономике? Как настроить людей на быстрые и эффективные действия по поиску новых клиентов, сокращению издержек?

Рекомендую провести общее собрание с сотрудниками компании, заранее подготовив свое выступление. Вашей задачей будет сделать следующие пять шагов.

1. Четко опишите макроэкономическую ситуацию в привязке к вашему предприятию

Люди находятся в потоке разнонаправленных, дезориентирующих новостей, зачастую не могут отличить важное от второстепенного. Станьте для них опорой в этом информационном хаосе. Расскажите, что изменилось именно в вашей отрасли и именно у ваших заказчиков и поставщиков. Курс доллара, логистика, цепочки поставок, секвестр бюджета крупных партнеров. Очевидное для вас как для руководителя совершенно не очевидно для них.

2. Помогите «балласту» уйти

Вам с высокой вероятностью придется кого-то увольнять, и это будет серия трудных решений. Упростите процесс, помогите неуверенным, колеблющимся, наименее лояльным к компании покинуть ее самостоятельно. Объясните, что сейчас еще можно найти подходящее место работы в других секторах, пока экономика еще не на самом дне кризиса.

Обещайте лично по максимуму помочь в трудоустройстве, использовать имеющиеся деловые контакты. Кто-то сейчас сокращает персонал, а кто-то, наоборот, испытывает острый кадровый голод, расширяясь на волне импортозамещения.

3. Запретите разговоры о политике, особенно на внешнем контуре

Оставьте политические темы для домашнего обихода. Бизнес вне политики. Ваши клиенты, поставщики, сотрудники, деловые партнеры придерживаются самых разных мнений по текущей политической ситуации. Не нужно обострять разногласия там, где они совершенно лишние, — в бизнесе.

Обозначьте важнейшее правило — никаких разговоров о политике с клиентами и партнерами. Ситуация напряженная, одно неосторожное слово может разрушить отношения, складывавшиеся годами. А именно сложившиеся партнерские отношения, доверие особенно важны в условиях экономической неопределенности.

4. Четко обрисуйте предстоящие жесткие меры — сокращение персонала, урезание бонусов и т. п.

Самая неприятная правда о предстоящих лишениях лучше, чем мучительное ожидание, слухи и сплетни. Но при этом вы не обязаны сразу вдаваться в конкретику. Будут ли работать старые правила начисления бонусов? Кого и как будут увольнять? Оставьте это для отдельных, лучше личных встреч. И, разумеется, нужно перечислить конкретные меры по урезанию расходов, усиленному сбору дебиторской задолженности.

5. Переключите внимание с «ужасов ситуации» на конкретные действия

Лучшее лекарство от паники в кризисных ситуациях — «делать то, что должен, и пусть будет то, что будет». Обрисуйте максимально конкретные действия, которые нужны для перестройки работы компании. Вот примеры простых действий, которые актуальны практически для любой организации.

1. Перенести фокус на заказчиков, приносящих деньги в данный момент. На второй план выходит долгосрочный пресейл, перспективные разработки и т. д.

2. Повысить скорость работы. Если заказчик попросил счет, он должен получить его через 15 минут, а не через три дня.

3. Максимально перейти на предоплату и живые деньги.

4. Активно собирать дебиторскую задолженность — с помощью личных звонков клиентам, личных поездок и т. д. Лучше переборщить с настойчивостью, чем недожать.

5. Искать новые ниши и возможности, в первую очередь в области импортозамещения. Искать формы господдержки, которые в большом количестве анонсируются сейчас в разных областях.

Главное, что вы должны подчеркнуть в своем выступлении, — в переломные времена нужно мобилизоваться и действовать. Либо энергия недовольства, злости и разочарований разрушит вас и вашу команду, либо организация трансформирует эту энергию в новые бизнес-ходы и бизнес-решения, которые будут кормить вас еще много лет.

Вспомните кризисы 2008, 2014, 2020 годов — сколько компаний в них умерло, но сколько выходило побитыми, потрепанными и при этом окрепшими, поумневшими, начавшими многое делать по-другому.

Нужно смириться с тем, что прежнего мира уже не будет и мы живем в новой реальности. Чтобы компании, как минимум, выжить, а, как максимум, ухватить новые возможности для качественного скачка, нужно начинать действовать прямо сейчас.