Ловить персонал Сетью? | Большие Идеи

? Управление персоналом

Ловить
персонал Сетью?

Онлайн против офлайна: какие методы рекрутинга наиболее актуальны сегодня

Автор: Артем Кумпель

Ловить персонал Сетью?
Daiga Ellaby / Unsplash

читайте также

Как сделать сотрудников совладельцами вашего бизнеса

Джон Кейс

Три урока легендарного CEO

Билл Тейлор

«Истинное чувство доверия может испытывать только свободный человек»

Анна Натитник

Как создавать продукты на основе данных и машинного обучения

Эмили Глассберг Сэндс

При поиске и подборе персонала компании все активнее используют онлайн-инструменты, но и от офлайн-рекрутинга отказываются немногие. В каких случаях эти методы следует разделять, а в каких — сочетать?

Рынок рекрутинга продолжает двигаться в сторону цифровизации. Согласно исследованию «Авито Работы» и HR Messenger, 68% россиян предпочитают пользоваться чат-ботами для взаимодействия с компаниями и сервисами — в частности, при трудоустройстве ими пользуется четверть молодых людей в возрасте до 25 лет. Несмотря на глобальный тренд автоматизации процессов, крупные российские рекрутинговые сервисы сходятся во мнении, что офлайн в тех или иных форматах не утратит своей актуальности. Однако это будет касаться небольшой категории профессий.

Рассмотрим некоторые инструменты онлайн- и офлайн-рекрутинга, попробуем оценить их эффективность и определить, когда стоит прибегать к цифровым форматам, а в какой ситуации уместны «аналоговые» варианты привлечения персонала.

24/7

Платформы для найма давно предлагают большое количество автоматизированных HR-сервисов. Например, чат-боты позволяют обрабатывать отклики, собирать базовую информацию о соискателях и сохранять ее в ATS-системах (системах управления кандидатами) компаний. Рекрутерам лишь остается назначить интервью с теми, кто в наибольшей степени подходит под требования вакансии.

Еще одно преимущество бота в том, что он готов общаться с кандидатами в режиме 24/7. Скажем, соискатели на позиции курьеров, по данным партнеров онлайн-ритейлера «Самокат», часто откликаются на вакансии в нерабочее время, и бот всегда готов ответить на их вопросы. Технологии постоянно развиваются, и чат-боты на базе искусственного интеллекта становятся все «человечнее» и «эмпатичнее». Благодаря этому партнеры сервиса уже расширили кандидатскую воронку на 15%, а средний срок выхода курьеров на работу и первую доставку после подключения чат-бота сократился до полутора дней.

В программу также можно заложить и дополнительные вопросы, позволяющие выяснить детали: например, готов ли соискатель выходить в ночные смены и выполнять работы, связанные с подъемом и перемещением тяжестей. С помощью чат-бота компания FM Logistic значительно увеличила число релевантных откликов среди соискателей.

Нанять и удержать

Обычной практикой в последние годы стали онлайн-собеседования. Закрыть вакансию можно буквально за несколько дней, в ряде случаев — даже за один. Некоторым работодателям без этого инструмента не обойтись. Например, в компании «Газстройпром», которой сегодня требуется более 11 000 сотрудников, в дистанционном формате проходят до 90% всех собеседований: подбирать персонал для работы на стройках в отдаленных регионах приходится по всей России.

Не только привлекать, но и удерживать штатных сотрудников помогает другой инструмент — сервис досрочных выплат денег персоналу (pay on demand). Подключиться к нему можно, в том числе, через платформы по поиску работы, не меняя процессов внутренней бухгалтерии компании. Исследования «Авито Работы» показывают, что получать зарплату чаще двух раз в месяц хочет больше половины соискателей (52%), а вакансии с ежедневными выплатами входят в топ-5 самых популярных. Организации, внедрившие этот сервис, отмечают, что на некоторые вакансии количество откликов возрастает в разы, при этом уже работающие сотрудники трудятся с большей отдачей, а их лояльность компании повышается. Например, в ГК «Эксцельсиор», оказывающей услуги аутстаффинга и аутсорсинга персонала, сервис досрочных выплат существенно сказался на мотивации персонала компаний-клиентов: на 15% снизилась текучесть линейных сотрудников, работающих вахтовым методом.

За пределами сети

Среди офлайн-инструментов подбора персонала наиболее востребованными считаются реферальные программы, ярмарки вакансий, биржи труда, студенческие стажировки и даже бумажные объявления.

В ритейле объявления о вакансиях по-прежнему вывешивают на двери магазина. Сети не забывают об этой практике, полагая, что это хорошая возможность максимально быстро оповестить потенциальных соискателей об открывшейся вакансии. Схема простая: прошел мимо, позвонил заведующему магазина, вышел на работу. Однако у такого инструменты есть свои минусы. Бумажные объявления часто срывают, они быстро портятся из-за погодных условий, а молодежь вообще не обращает на них внимания.

Как показывает опыт некоторых организаций, при поиске кандидатов с редкими навыками (в массовом сегменте это, например, сварщики и мастера по ремонту) хороший эффект дает реферальный рекрутинг. Его использует, например, «ПИК-Техотделка» — с помощью реферальных программ она старается возвращать старых мастеров и привлекать их знакомых, поскольку на рынке строительства и ремонта важны надежность и репутация. Сегодня каждый пятый работник компании пришел по рекомендации штатного опытного мастера.

Похожая программа действует в компании «ВкусВилл» — только за сентябрь этого года ее специалисты по подбору кадров получили более 1800 рекомендаций и наняли 622 сотрудника. Похожим образом «СберМаркет» в 2021 году принял на работу более 400 человек, пришедших по рекомендациям штатных сотрудников.

Хотя реферальные программы едва ли утратят актуальность в ближайшее время, этот способ рекрутинга нельзя назвать безупречным. Основанием для рекомендации могут служить разные факторы: одни оценивают опыт, профессиональные навыки и деловые качества человека, другие руководствуются «надежностью» знакомых. К тому же сотрудники могут советовать объективно не самого сильного кандидата, чтобы помочь ему по старой дружбе.

Синий vs белый

Нивелировать недостатки офлайн-инструментов могут онлайн-способы рекрутмента, поэтому идеальным вариантом становится сочетание двух подходов. Оно особенно эффективно при поиске «синих воротничков» — заводских рабочих, курьеров, водителей, продавцов, грузчиков, сотрудников склада, распределительных и сортировочных центров. В России конкуренция за таких сотрудников растет, их нехватка наблюдается в большинстве регионов, поэтому важно использовать все работающие инструменты для их привлечения и найма. Например, сеть магазинов низких цен Fix Price, которая до конца 2022 года создаст около 4000 новых рабочих мест, для быстрого набора персонала планирует использовать симбиоз разных способов офлайн- и онлайн-рекрутинга.

В случае с «белыми воротничками», напротив, лучше работают онлайн-методы. Подобные соискатели привыкли пользоваться сервисами по поиску работы и предпочитают проходить собеседования по интернету. Поэтому только онлайн-рекрутинг даст работодателям доступ к большому количеству кандидатов, ускорит процесс их найма, сэкономит время и деньги компании. Ставку на офлайн в этом случае делать не стоит.

Очевидно, что онлайн-инструменты рекрутинга вытесняют «аналоговых» предшественников, расширяя кандидатскую воронку и ускоряя процесс найма сотрудников. Однако полностью отказываться от традиционных офлайн-инструментов пока не стоит. Для некоторых категорий соискателей — например кассиров, грузчиков, продавцов — старые методы все еще актуальны. При их поиске и отборе идеальным вариантом станет симбиоз онлайн- и офлайн- инструментов.