Курс на стабильность | Большие Идеи

? Управление персоналом

Курс
на стабильность

Как управлять опытом сотрудника в новых реалиях

Автор: Егор Ворогушин

Курс на стабильность
Marius Masalar / Unsplash

читайте также

«Боржоми» против пиратов

Флери Жак

Как беречь репутацию компании

«Нам уже неинтересно просто так заниматься бизнесом»

Андрей Лапшин,  Марина Иванющенкова

Что делает футбольный клуб «Барселона» столь успешным

Андрес Атум,  Люциана Сильвестре

Опыт сотрудника (Employee Experience, EX) — это точка, в которой сходятся потребности работников и возможности компании по их удовлетворению. Прямо сейчас меняются как приоритеты людей, так и возможности работодателей. Но управление опытом сотрудника останется в фокусе внимания.

В последние годы рынок труда в России стал рынком соискателя: компании борются за ценные кадры в том числе за счет постоянного совершенствования опыта сотрудника. Выросла роль нематериальной мотивации, для людей более ценными стали возможности для роста и развития. Работодатели, в свою очередь, учатся управлять благополучием людей, реализуя программы well-being и развивая HR-бренд.

Несмотря на происходящие на рынке изменения, эти тренды продолжат развиваться и дальше. И если в краткосрочной перспективе может показаться, что рынок труда может развернуться в сторону работодателя, то это скорее краткосрочная тенденция. В условиях турбулентности компания должна не только оставаться для людей гарантом материальной стабильности, но и помогать справляться со стрессом, быть рядом и поддерживать в решении возникающих проблем и за пределами офиса. При этом параллельно бизнесу придется справляться с новыми вызовами.

Ситуация последних лет

В рамках управления опытом сотрудника передовые HR-департаменты выделяли три важные задачи.

Первая — организация рабочих процессов и внутренних коммуникаций. Компании внедряли гибридный формат занятости, переходили к плоской структуре — с минимальным уровнем управленческой иерархии и развитыми горизонтальными связями. Приоритетом стал постоянный доступ к потоку информации для принятия решений на разных уровнях.

Вторая задача — развитие системы нематериальной мотивации. В корпоративную культуру «зашивались» принципы меритократии, когда продвижение по карьерной лестнице зависит только от заслуг и способностей человека. Ценностями стали непрерывное обучение и развитие талантов, а также понимание значимости своей роли в компании.

Третья задача — повышение продуктивности. Здесь речь идет об автоматизации процессов, в первую очередь рутинных, и минимизации непрофильных задач. Еще один важный момент — обеспечение непрерывности работы компании: все рабочие информационные системы и инструменты, необходимые людям для выполнения их обязанностей, должны быть доступны и удобны.

Какие из этих задач останутся актуальными в этом году? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, как будут меняться запросы сотрудников и приоритеты бизнеса. Но уже сейчас можно выдвинуть несколько гипотез.

Смена приоритетов в EX

На первый план выходит задача по обеспечению продуктивности: возможно, сложные проекты цифровизации будут отложены, но автоматизация процессов становится приоритетом. И в первую очередь благодаря прямому экономическому эффекту, который легко просчитать на старте и почувствовать сразу после реализации проекта. Например, кадровый электронный документооборот позволяет сократить трудозатраты на делопроизводство на 30—50%, в несколько раз снизить расходы на бумагу и пересылку документов. Сервисы самообслуживания помогают сотрудникам напрямую взаимодействовать с информационными системами компании, не отвлекая профильных специалистов. Речь идет о таких функциях, как согласование отпусков, заказ справок, бронирование рабочих мест и переговорных комнат, планирование корпоративного обучения и графика присутствия в офисе и многое другое.

Еще большее значения приобретает задача по обеспечению непрерывности работы и управлению качеством бизнес-процессов. Многие компании переходят на российские ИТ-решения. В первую очередь это касается баз данных и различных офисных программ, коммуникационных сервисов, хранилищ и почтовых доменов. Спрос на решения VK WorkSpace вырос как минимум в 2 раза.

Постоянный доступ к информации стал необходимостью, от которой уже невозможно отказаться. Совершенствование системы управления персоналом, учета, аналитики — то, что останется приоритетом для большинства HRD.

Компании продолжат развитие в сторону плоской структуры и не откажутся от гибридного формата работы. Поэтому важной остается задача по организации эффективных внутренних коммуникаций. Более того, именно сейчас особенно важны открытость компании и свободная циркуляция информации внутри нее. Так, руководителям нужно рассказывать, что происходит в компании и что влияет на ее работу. Важно сообщать о планируемых изменениях и объяснять, какие дальнейшие варианты развития событий возможны. Это позволяет снизить уровень стресса в коллективе: неопределенность способствует росту тревожности. Держать руку на пульсе и контролировать настроение коллектива помогают опросы.

Основным инструментом для внутренних коммуникаций стал корпоративный портал, доступный во всех цифровых средах: он выполняет роль социальной сети и системы планирования задач. Сейчас мы наблюдаем, как крупные компании строят единую коммуникационную среду на основе корпоративного супераппа. Он представляет собой набор цифровых сервисов: мессенджер с функциональностью аудио- и видеозвонков, почту и календарь, централизованное файловое хранилище, информационно-новостной хаб, организационную структуру со статусом и контактами коллег, приложение для управления задачами.

Можно предположить, что меньше внимания будет уделяться инструментам нематериальной мотивации, в первую очередь, со стороны компаний, которые вынуждены прибегнуть к оптимизации. Но если кому-то придется отказаться от программ well-being, нужно переключаться на управление стрессом. Сейчас это одна из ключевых задач в HR.

Те работодатели, которые продолжат вкладывать ресурсы в развитие людей, выиграют в долгосрочной перспективе. Во-первых, это один из действенных способов снизить напряженность в коллективе: если проводятся тренинги и внутренние мероприятия, значит компания стабильна. Корпоративное обучение прекрасно работает онлайн, что позволяет вовлекать в него людей, даже если сотрудник трудится удаленно или посещает офис по расписанию.

Во-вторых, сейчас полезно уделить внимание каждому сотруднику: пересмотреть KPI в зависимости от объективных факторов, поставить реалистичные планы и обсудить дальнейшее развитие. Важно отслеживать выполнение показателей и корректировать их в моменте. Кроме снижения тревожности, это привнесет определенность в перспективы компании в целом.

Также остаются актуальными инструменты для предупреждения выгорания людей — например, монитор активности. Он показывает, сколько времени и в какие часы человек проводит в рабочих инструментах. На основе этих данных можно сделать выводы о переработках или снижении продуктивности, что является первыми сигналами скорого выгорания.

Резюмируя, можно отметить: меняются приоритеты, но задачи по построению позитивного опыта сотрудника — остаются. Наиболее острыми из них являются обеспечение непрерывности работы компании и минимизация стресса в коллективе. Инструменты EX становятся цифровыми, что позволяет вовлечь в корпоративные процессы всех без исключения, независимо от режима работы и удаленности от центрального офиса. Построение цифровой корпоративной вселенной как нельзя лучше соответствует сегодняшним вызовам в сфере управления персоналом.