Команда — ресурс или люди? | Большие Идеи

? Управление персоналом

Команда — ресурс
или люди?

Как настроить баланс между пользой от работы сотрудников для компании и их личными целями, основные вызовы в менеджменте и HR в 2025 году.

Автор: Никита Щуренков

Команда — ресурс или люди?
Фото: Grow Office

читайте также

Рывок в цифровую экономику

Леви Эрон,  Сигел Роберт,  Уэссел Максвелл

Ловушка Facebook: что может разрушить компанию Марка Цукерберга

Энди У

Почему отвечать на жалобы покупателей в соцсетях не всегда полезно

Алиреза Голмохаммади,  Джозеф Комприкс,  Динеш Гаури,  Таха Хавахор

Естественный отбор на рабочем месте

Валерий Якубович,  Нетесин Сергей

Вместе со Школой управления «Сколково» редакция «Больших идей» подготовила серию материалов о главных тенденциях уходящего года. Эксперты Школы не только подвели итоги 2024-го, но и сделали прогнозы на 2025-й в ключевых для компаний направлениях — лидерстве и стратегии, менеджменте и HR, коммуникациях и технологиях.

— Как повлияют на российский бизнес деглобализация и популярность искусственного интеллекта?

— Что будет происходить с ценностями внутри корпораций и институтом репутации на четвертый год после начала геополитического кризиса?

— Продолжится ли кадровый голод?

— Будет ли меняться система управления людьми в условиях, когда привычные способы контроля и мотивации перестают работать?

На эти и другие ключевые вопросы ответим в трех материалах, посвященных итогам года в лидерстве и управлении.

Третий выпуск серии посвящен менеджменту и HR: как будут выглядеть условия взаимодействия человека и технологий в ближайшем будущем. Профессор бизнес-практики Школы управления «Сколково» Павел Алферов, который специализируется на управлении изменениями и цифровой трансформацией, объясняет, как меняется сфера менеджмента: от проблемы потери ориентиров до гибридизации систем управления.

О том, как меняется сфера управления персоналом и почему компаниям по всей стране впервые предстоит столкнуться с противостоянием между поколениями на рабочих местах и пережить потерю лояльности, рассуждает профессор бизнес-практики Школы управления «Сколково» Елена Витчак — карьерный консультант топ-менеджеров и эксперт по организационному развитию.

«Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь»

О том, как меняется роль менеджера, рассуждает Павел Алферов.

Директор по персоналу LVMH Perfumes & Cosmetics в России, Южной и Восточной Европе Елена Ревякина любит говорить, что вся суть HR (human resources, человеческие ресурсы) — это найти баланс между «H» и «R». Если рассуждать в парадигме того, что люди — это ресурс, как это было в 1990-х и 2000-х, то теряешь человечность. Если наоборот, то теряешь ресурс. Из-за острого недостатка кадров произошел сдвиг в сторону этического подхода.

Это проявляется в массе вещей: от возросшего интереса менеджеров к изучению эмоционального интеллекта и коучингового стиля управления до расширенных экспериментов с самоуправлением в организациях.

Знаний много, применений мало. Классик писал: «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь». Последний год показал, что базовые управленческие модели и практики уже известны любому практикующему менеджеру. А вот с практическим применением практик — извините за тавтологию — все гораздо хуже. Российские культурные особенности очень часто не дают применять привычные для топ-менеджеров модели.

Проблема легитимности. В России до сих пор не ясен источник легитимности локальных моделей, методик, инструментов и фреймворков. То есть бизнес-сообществу не понятно, почему они должны применять ту или иную схему для решения задач. Почему нужно слушать именно этого автора? Корни этой проблемы растут в импортозамещении западных подходов и методологий. Раньше источником легитимации был Запад. Но после ухода PMI, PROSCI, ITIL, Agile Alliance и других международных организаций пришлось учиться жить своим умом. Но выяснилось, что умов много и у каждого свой рецепт. Какой выбирать — не очень понятно.

Легитимизировать те или иные практики можно различными путями. Например, этим мог бы заниматься какой-либо орган власти или сообщество, куда входят лучшие управленцы (аналогично PMI или IPMA), а также ассоциация организаций и частных лиц. Еще один вариант — появление организации, которая начнет собирать статистику по использованию разных инструментов и на основе анализа этих данных будет предлагать работающие инструменты. Все перечисленные темы будут точно актуальными и в будущем году.

Пресыщение инновациями, гибридное управление и работа в аварийном режиме — как будет меняться менеджмент в 2025 году?

Тема работы в аварийном или форсированном режиме остается актуальной для управленцев. Похоже, следующий год предоставит много возможностей для переключения организаций и подразделений в этот режим. Сейчас нарастает объем материалов по работе в этом режиме, но значительную помощь тут может оказать анализ опыта российских управленцев прошлых веков и десятилетий. Много чего интересного умели наши предшественники — пришло время перенимать этот опыт.

Гибридизация системы управления. Система управления современной организацией все больше напоминает амальгаму различных подходов. Процессное управление, классическое проектное управление, Agile и продуктовое управление, KPI, OKR и прочее… Раньше была большая тенденция к противопоставлению подходов: «Все должно быть Agile!», но теперь ищут, как соединить их в единую систему. Главной проблемой остается поиск границ применимости для каждого подхода и создание связывающих интерфейсов между ними.

Усталость от изменений. Поток изменений в современных организациях стал так велик, что люди не успевают за ними. В июне 2024-го на конференции по управлению изменениями в Петербурге 51% участников в опросе указали, что их организация уже перенасыщена изменениями. Еще 29% сказали, что она в точке насыщения. Дальше — будет больше. Выходом является приоритизация, портфельное управление и система Канбан.

Связка «человек + искусственный интеллект». У программистов это называется CoPilot. Несмотря на весь поднятый вокруг ИИ хайп, в реальных управленческих задачах ИИ пока еще не так много. Но точно будет больше, в будущем году его использование станет стремительно расширяться.

«Дороже человека в организации нет ничего. И это надолго»

Елена Витчак делится основными HR-тенденциями, которые были актуальны в уходящем году.

Уходящий год стал для HR-сферы годом, в котором комфортные привычки прошлого столкнулись с жесткими реалиями настоящего. Рынок труда России, как лакмусовая бумажка, отразил ключевые изменения: стремительное усложнение бизнес-задач, рост неопределенности и давление новых технологий при полном дисбалансе спроса на рабочую силу и компетенций сотрудников.

Скорость бизнеса и медлительность HR. Компании масштабируют проекты в режиме ускоренной перемотки, а HR, за редким исключением, продолжает работать в формате «отчет за прошлый квартал» и стратегии на год. В результате функции управления персоналом не успевают адаптироваться к вызовам бизнеса. По итогам года стало понятно, что большинство традиционных и ранее успешно применяемых инструментов не актуальны и никак не связаны с главными целями: повышение производительности труда, операционная эффективность и устойчивость бизнеса. Хорошие кадровики осознали, что нужно менять многие ранее работавшие подходы.

Гибридный формат работы. Гибридные модели больше не выбор, а стандарт. Компании требуют от сотрудников гибкости, а сами путаются в методах контроля и мотивации. Все понимают, что запрос есть, а как его реализовать — не понимают. Большинство компаний в России, как и по всему миру, вернули сотрудников в офис. И это создало проблему, потому что за три года люди сформировали потребность распоряжаться своим временем. Но гибридный формат — наиболее сложный для реализации.

Кадровый дефицит и парадокс «талантливой безработицы». Число открытых вакансий растет, в августе 2024 года было опубликовано рекордное количество вакансий, более 1,9 млн, при количестве резюме — чуть более 1 млн. Одновременно многие профессионалы с трудом находят подходящие предложения, так как их навыки оказались не актуальны, а предыдущий опыт не спасает. Возникли «ножницы найма», когда обеим сторонам не удается закрыть свои ожидания. Особенно сложно закрывать рабочие специальности — и это будет данностью на ближайшие десять лет.

Эмоциональное выгорание — новая пандемия. Лидеры и их команды устали. Поддерживать натуральный дофамин становится все сложнее. И это зависит от многих факторов: постоянная перегрузка, бессмысленность работы, бюрократия, неэффективные бизнес-процессы. Тема благополучия сотрудников стала обязательным элементом HR-стратегий. Человекоцентричность и поддержание сотрудника в продуктивном состоянии становится большой проблемой для бизнеса.

Падение лояльности сотрудников. Традиционные методы удержания перестали работать. Если раньше «зарплата + ДМС» были стандартной формулой успеха, то сегодня это банально. Работа перестала быть частью идентичности для представителей молодого поколения. Инструменты удержания выходят на первый план.

Сбой в системах оценки. Методы «KPI на год» или премирование «решением СЕО по списку» выглядят устаревшими, а попытки оценивать потенциал натыкаются на субъективизм. Большинство классических методов оценки, мотивации и развития устарели. А нового пока не придумано. При этом на первое место выходит руководитель, как человек, который отвечает за свои команды и других людей. И здесь появляется большая дилемма: «смотреть на сотрудников в лупу или бинокль». 

Рост затрат на HR. Борьба за таланты стала дорогой: высокие бонусы, инвестиции в автоматизацию, тренинги. Стоимость денег и стоимость человеческого капитала будут править миром бизнеса на ближайшие годы. Парадигма «расходы на персонал» меняется на парадигму «доходы на персонал», а реализовать ее существующими инструментами HR практически невозможно.


Как изменится управление персоналом в 2025 году: сверхиндивидуализация, поколенческие противостояния и экологичное лидерство

Будущий год не принесет революционных изменений, но усугубит ситуацию — «будет так же, но сложнее». Что это значит для топ-менеджеров? В этот период HR начнет задавать тон не только внутри компании, но и на уровне общества.

Эра индивидуализации. HR-службам вместе с руководителями придется персонализировать все: от карьерных треков до пакетов льгот. Сотрудники будут еще больше ожидать, что к ним станут относиться не как к части структуры, но как к уникальным личностям. Особенно сложно придется крупным компаниям, в которых организационные правила и процедуры исторически решали все задачи управления людьми. Концепция Zero HR будет находить все больше применения. Руководителям следует взять на себя функции службы персонала для своих команд. Интересы, потребности и благополучие сотрудников лежат в центре всех процессов и решений, корпоративная культура компании становится новым конкурентным преимуществом для привлечения сотрудников.

Демография против рынка труда. Старение населения и миграционные тренды создадут огромный разрыв между спросом и предложением. Компаниям придется бороться за возрастных сотрудников и искать неординарные подходы по управлению кросс-возрастными командами. На одном рабочем месте впервые встретятся четыре поколения: от традиционалистов до Z и альфа. Управление этой «смесью» станет настоящим вызовом.

HR в облаке. Платформенные решения на основе ИИ заметно изменят управление персоналом. Данные будут анализироваться в режиме реального времени, что сделает HR еще ближе к функциям управления бизнесом. Сотрудникам службы персонала придется развивать цифровую интуицию и учиться не просто работать с технологиями, но и понимать, как алгоритмы могут влиять на людей и решения. Для этого важно развивать гибкость мышления — быстро реагировать на изменения и принимать нестандартные решения.

Экологическое лидерство. ESG (экология, социальная ответственность, управление) перестанет быть просто модным словом, компаниям придется учитывать эти принципы не только в стратегии, но и в кадровой политике. Важно развивать в себе мышление полного спектра — способность искать закономерности и взаимосвязи, выходя за рамки категорий и стереотипов. Американский футуролог Боб Йохансен говорил, что мы переходим от экономики продукта к экономике впечатлений и клиентского опыта. Такой подход невозможен без ставки на ESG.

От того, как функции управления персоналом интегрируются с бизнесом и технологиями, будет зависеть не только успех компаний, но и здоровье рынка труда в целом. Но этого недостаточно — пора думать на долгосрочную перспективу в парадигме 1—2 лет. Хороший тон: готовить стратегию по персоналу одновременно со стратегией бизнеса или даже на шаг раньше. Думать о сотрудниках уже не просто как о внутренних клиентах, но как о партнерах.